Обреченная батарея
«Единичка», Россия, 2015. По повести Александра Николаева «Мы все, не считая детей». Режиссер Кирилл Белевич. В ролях: Андрей Мерзликин, Илья Коробко, Анна Прус, Михаил Евланов, Арина Борисова, Якуб Здруйковский и др. 12+.
… Разочарование, словно ящик со снарядами, взваленный на плечо, гнет меня к земле и не позволяет распрямиться.
Ожидания, вероятно, были завышенными: я прочел о съемках военной драмы «Единичка» много хорошего. И, прежде всего, о том, как добивались авторы предельной достоверности во всем, от старинного польского замка близ Вроцлава, у которого разворачивается экранное действо, до настоящего оружия. Особо подчеркивается, что глухих детей, которых опекают монахини, а потом спасают от смерти советские воины, играют, действительно, ребятишки, страдающие этим недугом. А фашистский спецназ — это немцы, пусть и скромные статисты для батальных сцен.
И ведь многое в картине 44-летнего Кирилла Белевича (более известного по телесериалам) выглядит абсолютно достоверно, и в мелочах тоже. Пока дело не доходит до защиты неказистого деревянного моста через неширокую речку, будто бы имеющего стратегическое значение, как и «все мосты на Варшаву». Это я процитировал самого режиссера, надевшего гимнастерку с погонами подполковника ради маленькой роли в начале фильма. Это он представляет «легендарную единичку», то есть первую артиллерийскую батарею, ее новому командиру, молоденькому лейтенанту Егорову (Илья Коробко).
— Немного покоробило появление в кадре не вполне протрезвевшего политрука Финогенова (Андрей Мерзликин , главная актерская звезда этой картины). Как говорится, дисциплинка. Но я, словно от комара, отмахнулся от этого казуса. Война на территории Польши в конце лета 1944 года ушла куда-то вперед — и вдруг замполит был на дне рождения у кого из начальства?
Между тем, война оказывается совсем близкой. Егоров получает задание оборонять тот самый мост у монастыря. Артиллеристы обнаруживают в нем детей под присмотром одной-единственной монахини по имени Ева (Анна Прус). Но прежде натыкаются на немецкую разведку — и завязывается короткий непредсказуемый бой, когда приходится еще и выводить из-под огня перепуганных ребятишек.
Тут вашего обозревателя еще раз посетило смутное сомнение. Бойцы, отправившиеся в замок выбрать позицию для наблюдательного поста (сверху вся округа как на ладони), вдруг увлеклись. ловлей курицы. И натолкнулись на фашиста в пятнистой куртке. Кадры эффектны в своей внезапности, но вызывают вопросы. И это наша разведка незнакомой местности на четвертом году войны?
Искренне скажу, что военная составляющая фильма даже меня, сугубо штатского человека, и озадачила, и изумила. Пушки на новой позиции лишены даже небольшого прикрытия из пехотинцев. По доскам настила бродит часовой -а под мостом, по пояс в воде, неслышно снуют. польские партизаны. У них как раз задача противоположная: взорвать это далеко не монументальное сооружение, чтобы «войти в Варшаву раньше русских». (В финале бойцы Сопротивления и наши неминуемо объединятся против общего врага)
Мост, оказывается, больше нужен гитлеровцам — правда, не совсем понятно, зачем. Штурмовой отряд сначала совершает ночной набег, а потом уже идет в полномасштабное наступление с парой танков. Яростный бой неизбежно захватывает — но постепенно вызревавшее у меня чувство досады перебивает и властвует над сопереживанием. Это мы так воевали в 44-м? Абы как, вслепую, малым числом, изнемогая под гнетом численно превосходящего противника — всего за восемь месяцев до Победы? «Легендарная» редеет и выглядит брошенной на заклание.
Происходящее опровергает тезис подполковника Томилина, когда он ставил боевую задачу лейтенанту Егорову: отстоять мост не любой ценой, а минимальной.
Поэтому появление под крики «ура!» одинокого советского танка выглядит, извините, уж очень трафаретно. Как пелось в одной старой песне, «где ты раньше был?»
… Вот и ломаю теперь голову, пытаясь отделить подлинное в этой истории от придуманного и нарочитого. К сожалению, мне не знаком литературный оригинал, где, пишут в Интернете, писатель-фронтовик Александр Николаев обратился к тем событиям, в которых участвовал. Что ж, фильм подвиг меня найти книгу и прочесть ее -это тот плюс, что способен перевесить нечаянно возникшие минусы просмотра.
Добрые слова, впрочем, тоже надо сказать. Потому что периодически невнятная и неровная картин а Белевича иногда трогает по-настоящему и способна выжать скупую слезу. Хороши, на мой взгляд, все сцены, где присутствуют дети, а также эпизоды с «волшебным деревом». Один из артиллеристов — Жилкин (актер Александр Вершинин) в довоенной жизни -сапожник, наметанным глазом оценил количество дырок на сандалиях малышей. И ночью, при свете коптилки, занялся ремонтом: «Наконец-то себе дело нашел».
А появится это удивительное дерево уже после страшного боя — и ребятишки, еще не отошедшие от всех потрясений, будут радостно взирать на свою залатанную обувку, повисшую на ветвях диковинными плодами. Нет доброго волшебника, ушел на небо — а подарки оставил. Разбирайте, носите. Живите!
Из актерских работ отмечу ефрейтора Лютикова в исполнении Михаила Евланова: весельчак, сердцеед, храбрец, и владеет любым оружием. Приятное знакомство фильма — Анна Прус в роли монахини Евы, интересная, и не только внешне, польская актриса. Появилось желание найти другие фильмы с ее участием.
Подведем итог? Занесу «Единичку» в разряд «незаметных премьер»: четвертая картина, посвященная Великой Отечественной войне и вышедшая в юбилейный год, была, безусловно, в тени более масштабных и рекламно раскрученных лент «Битва за Севастополь», «А зори здесь тихие.» Да и лето, вероятно, не самое лучшее время для успешного проката.
По данным сайта Кинопоиск.ру, фильм Кирилла Белевича посмотрели 8,8 тысячи зрителей. Это совсем немного. Но должны пополнить это число те, кто воспользуется услугами онлайн-кинотеатров и других ресурсов Сети.
***
фото: Илья Коробко в роли Егорова;Дети играют даже на войне.