X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

И дым отечества нам сладок… Но не дешев

Об особенностях туристического сезона 2015 года и ситуации в туристической отрасли нам рассказала Наталья Чагина, директор компании «Трэвэл», председатель Совета региональной ассоциации тюменских туристических организаций.

— Мы ждали, конечно, худшего. К счастью, худшее — не произошло. Доллар и евро весной стабилизировались. Люди успокоились, стали планировать отпуск. Мы прогнозировали в этом сезоне падение спроса на 50-60 процентов, но снижение произошло примерно на 40, что уже радует.

Положительным моментом могу назвать тот факт, что стали больше ездить по России. Интенсивно начал развиваться внутренний туризм: тюменцы поехали не только в давно любимый нами Тобольск, но и в Уват, Нижнюю Тавду.

Тем не менее, в конкурентной борьбе за туриста российские ресурсы пока существенно проигрывают зарубежным по комфорту и сервису. А главное, конечно, по цене. Стоимость аналогичных тур-продуктов по качеству отеля, количеству дней отдыха, ценам на дорогу в Египет и Турцию существенно ниже российских предложений на Черноморском побережье.

Каково состояние предприятий отрасли в нашей области?

— Хорошо уже то, что в этом году не случилось ни одного банкротства крупных туроператоров. Коллеги, напуганные прошлогодними событиями, когда тысячи россиян не смогли улететь на отдых или вернуться на родину из-за закрытия компаний, избирательно подходили к формированию своих предложений.

Какие меры помогли туроператорам удержаться на плаву в этом году?

— Прежде всего, сократили полетную программу, особенно из регионов. Если в прошлом году из Рощино летали в несколько стран Европы, в Испанию, например, на Крит, то в этом году из летних направлений оставили только Турцию и Египет. В докризисные годы туроператоры могли позволить себе отправить незаполненный на 100 процентов самолет, убытки покрывались из других источников, сейчас это непозволительная роскошь.

Рост курса валют в августе отразился на турбизнесе?

— Безусловно. Такие скачки ввели и нас, и наших клиентов в нервозное состояние, нет определенности, люди снова перестали покупать туры. Мы видим четкую тенденцию к остановке туристического потока на зарубежных направлениях и по России.

Наталья Викторовна, вы в туристическом бизнесе более 20 лет, видели и переживали всякое, как бы вы оценили нынешнюю ситуацию?

— Кризисы 1998, 2008, 2014-2015 годов — очень разные. Дефолт в конце 90-х привел к тяжелым последствиям, турбизнес очень долго и трудно оправлялся после него. Стабильные двухтысячные, конечно, помогли встать на ноги многим компаниям, внешний туризм развивался стремительно. В 2008-м немного поштормило, но как-то вяло, серьезного урона нашей отрасли он не принес. Хотя при любом экономическом кризисе именно туризм принимает первый удар как предмет последней необходимости. Нынешняя экономическая ситуация очень непростая, резкое падение рубля, снижение уровня жизни сильно отражаются на нашей отрасли. Беда в том, что непонятно, когда же этот кризис закончится. Идет уже вторая волна, и что нас ждет завтра — не ясно.

Сколько сегодня в регионе игроков на рынке туруслуг?

— Точных цифр я не назову, изменения в составе происходят едва ли не ежедневно, но активных участников более сотни. Видите ли, после отмены в 2007 году лицензирования туристической деятельности агентства стали открываться массово.

Что так привлекает людей в этом бизнесе?

— Людям кажется, что это легкое и непринужденное время препровождение с приятным бонусом -поездками за границу за счет фирмы. Вроде и уметь-то ничего не надо: домашний офис, телефон и выход в Интернет, простейшие навыки бронирования тура онлайн на сайте крупного туроператора. Ответственности никакой, стандартов работы не существует. Никто не контролирует туристическую деятельность, разве что Роспотребнадзор проверяет, чтобы не ущемлялись права потребителя. Вот именно такие одноразовые фирмочки, постоянно появляясь на рынке и стремительно исчезая с него, часто с деньгами клиентов, портят отношение к профессиональным компаниям и создают негативное информационное поле вокруг турбизнеса.

В чьих силах изменить ситуацию?

— Как ни странно, сейчас только в силах самих клиентов. Не покупайте туры у компаний-однодневок, не ведитесь на скидки, которые вам обещают. Выбирайте турагентство даже не по рекомендациям знакомых, потому что нередки случаи, когда одни туристы успели нормально отдохнуть, да еще скидку хорошую получили, а следующие уже стоят у закрытых дверей и обрывают заблокированные телефоны. Кстати, в этом сезоне у нас в Тюмени уже были такие случаи.

Тогда на что обращать внимание при выборе?

— На стаж: качественное агентство на рынке работает давно, стабильно, находится в одном месте. Второе, если вам предлагают скидку более 4 процентов, сразу разворачивайтесь и уходите, это пирамида. Большие скидки дают, чтобы массово привлечь клиентов, но никто не будет работать в ущерб себе, значит, возникающий кассовый разрыв такая компания или агент будут покрывать из оплаты следующих клиентов. Пройдет несколько месяцев, и пирамида рухнет.

Кризис развернул нас в сторону России. Какие перспективы вы видите у внутреннего туризма?

— Считаю, никогда не пропадет интерес к Санкт-Петербургу, городам Золотого кольца, Байкалу. Я сама, к сожалению, не очень хорошо представляла возможности нашего региона, но жизнь заставила повернуться к внутреннему туристическому рынку. Ведь даже о Тюмени мы очень мало знаем, что уж говорить об удаленных территориях, богатых историей, с красивой природой. Ну, и раз сложилась такая ситуация, будем познавать то, что есть дома, не откладывая это на потом.

***
фото: Наталья Чагина.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта