X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

На раздаче второго дыхания

Есть две категории людей, которые отмечают Новый год дважды — в январе и сентябре: это педагоги и работники культуры. Причем осеннее новогодие для них гораздо важнее. Очередной творческий сезон открыли 4 сентября в Доме культуры и творчества «Торфяник» в микрорайоне Тарманы.

ТОЛЬКО ЦИРКА НАМ НЕ ХВАТАЛО

В будний день в первой половине дня в ДК непривычно пусто, только из репетиционного зала доносятся звуки баяна и женские голоса, пробующие на разные лады песню.

— «Югра» распевается, — кивает на дверь художественный руководитель ДК Евгения Мощенкова. Заглядываем в зал, в центре — баянист — Владимир Щетков, напротив него — женщины пенсионного возраста, готовятся к празднованию Дня пожилых людей, отрабатывают выступление. Все участники хора — ветераны Югры, переехавшие в Тюмень.

— Скучно нам дома сидеть, чего уж там, — улыбается Александра Конева, руководитель хора Ханты-Мансийского землячества «Югра». — Хотим общаться, узнавать новое, петь и выступать хотим. Мы же в «Торфяник» ездим из самых дальних уголков города. Спасибо Светлане Михайловне (директор дома культуры — Г.Е.), приютила наш хор. Нам здесь уютно, привечают нас, помогают во всем.

Хоровые коллективы, кроме «Югры» еще и хорошо известное в городе «Сибирское раздолье», визитная карточка «Торфяника», магнит для пожилых людей не только Тарман.

— Из 25 студий — около десятка для взрослых, — объясняет Евгения Валентиновна, наш гид по дому культуры. — Вы поймите, люди сейчас выходят на пенсию, их с работы отправляют отдыхать, но сил у них полно, энергии хоть отбавляй. Появляется время прислушаться к себе, понять, чего хочется, чего душа просит. Вот и начинают эти молодые пенсионеры искать место приложения своих нереализованных талантов: кто поет, кто рисует, кто в театральном искусстве себя пробует. А куда им идти? Конечно, к нам.

Разумеется, большая часть студий ориентирована все-таки на детей и подростков. Занять их, организовать досуг в удаленном от центра города микрорайоне — задача номер один. Хотя по поводу удаленности — вопрос спорный.

— Это раньше, 29 лет назад, когда открылся «Торфяник», мы были окраиной. А сейчас город так разросся, вокруг нас новостройки растут, мы уж скоро в центре окажемся, — рассуждает Евгения Валентиновна. — К нам на занятия дети и взрослые едут из Тюменского и Восточного микрорайонов, даже из Комарово есть!

Что так притягивает горожан? Может, клуб ирландского танца, или школа игры на барабанах, или цирковая студия «Жар-птица»? На огромной сцене пустого зрительного зала идет тренировка: юная циркачка Поля Белянина отрабатывает упражнения на гибкость на полу, чтобы потом повторить их в воздухе. Рядом наставница — Эвелина Слободеник, молодая, заинтересованная в успехе ученицы.

Галя Безбородова

— Я учитель физкультуры по образованию, — рассказывает Эвелина. — Сама в детстве занималась гимнастикой, потом увлеклась цирком, так до сих пор и не могу расстаться с этим увлечением. С детьми занимаюсь второй год, очень довольна, что многое получается.

В студию родители приводят детей с 4-5 лет. Берут всех, уверяет педагог, но остаются на долгие годы в коллективе, конечно, только самые способные и упертые, ведь за ярким цирковым представлением стоит тяжелый труд, не все готовы к нему.

— Выступление цирковой студии всегда идет на ура, — отмечает Евгения Мощенкова, — поэтому включаем номера почти во все программы, зрители просят.

КУЛЬТУРНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ

С пожеланиями зрителей-жителей поселка в ДК работают скрупулезно. Проводят анкетирование, обсуждают новшества на сайте и на страничке ВКонтакте, понимая, что прямая связь поможет грамотно выстроить образовательные программы, вовремя заметить: что интересно, что не очень, в каком направлении двигаться, каких педагогов искать.

— Основной педагогический костяк у нас стабильный, это люди, буквально помешанные на творчестве, — рассказывает Евгения Валентиновна. — Ведь в культуре люди никогда не работали из-за зарплаты, главное — им интересно создавать, творить и учить этому творческому познанию мира других.

Худрук приводит пример, когда по просьбе жителей поселка организовали студию гончарного ремесла, круг купили, глину, нашли педагога-профессионала. Но не сложилось, человек ушел, видимо, не смог заразить учеников любовью к материалу, к созданию новой вещи из куска глины. А ведь это так важно — заразить, увлечь и самому оставаться заинтересованным.

Как, например, художник «Торфяника», руководитель клуба любителей живописи Олег Шевченко. Многие его ученики впервые взяли кисть в руки спустя десятилетия после школьных уроков рисования, а уже через год в ДК — выставка картин. Конечно, это не живопись профессиональных художников, но видна работа над цветом, перспективой, поставлена рука. Для любительской живописи — вполне приличный уровень.

Галя Безбородова

— У наших взрослых учеников на занятиях по рисунку, вокалу, танцам открывается второе дыхание, — уверена Евгения Валентиновна. -Ведь жизнь — это не только работа-дом-работа. Здесь можно попробовать себя в разных ипостасях, все грани личности раскрыть, мне кажется, многим людям этого не хватает.

У Людмилы Лукиной абсолютно очумелые ручки, в смысле, очень умелые. И такие же у ее воспитанников. Кабинет прикладного творчества — место волшебное. В прямом и в переносном смысле. Здесь из веток, ниток, старых газет и одноразовых вилок делают необыкновенно красивые, а иногда еще и полезные вещи.

— Я сначала новую технику дома попробую, потом ребятам даю, мы с ними, наверное, все умеем, — рассказывает Людмила Евгеньевна. Она тоже из породы одержимых педагогов, которым хлеба не надо, работу давай. — У меня и родители такие же творческие, тащат на занятия все, что может пригодиться для поделок. А вообще, детей отсюда не выманишь, — рассказывает педагог. — Они после школы приходят, здесь же обедают, с собой берут, потом занимаемся, потом еще и чай попьем. Скучать некогда.

Для Тарман Дом культуры — центр притяжения. Одно из лучших в городе зданий для занятий. Репетиции, тренировки идут нон-стоп почти весь год. Небольшое затишье летом, и снова в бой. Постоянно занимаются в ДК около 500 человек, хотели бы и больше пригласить, но места всем не хватит, сетует худрук.

— Культура у нас, прямо скажем, вниманием не обделена, — делится Евгения Валентиновна. — Зарплата достойная, не в пример другим регионам, бюджет помогает приобрести жилье, финансирование, несмотря на кризис, не урезали. Но и спрашивают строго.

Галя Безбородова

— А в чем измерить эффект культурной работы?

— Виртуальная у нас, конечно, сфера, — вздыхает худрук. — На производстве все понятно, выточил 100 деталей — молодец. А как измерить радость, вдохновение, хорошее настроение, что мы дарим людям? Как измерить их наполненную жизнь, которая начинается с приходом в дом культуры? Конечно, показатели эффективности есть: количество студий, число занимающихся, победы на конкурсах и фестивалях. Но главная оценка нашей работы, когда наши выпускники вырастают и приводят своих детей, доверяют нам их творческое воспитание, когда на праздниках подходят и говорят спасибо.

***
фото: Занятия «Жар-птицы»;Евгения Мощенкова;Распевается «Югра»;Домик из папье-маше.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта