Истории, не написанные на Стене памяти
2. Джульбарс, боец штурмовой бригады, и другие
Наверное, не все знают, какое боевое подразделение Красной армии завершало знаменитый парад 24 июня 1945 года. Это были служебные собаки со своими вожатыми. Собаки-минеры, собаки-санитары, собаки-курьеры…
Среди воспоминаний об этом событии чаще всего упоминается (и столько же раз подвергается сомнению) сюжет о немецкой овчарке по кличке Джульбарс. Некоторые даже уверяют, что это была самая знаменитая собака в годы Отечественной войны. За годы войны Джульбарс обнаружил 7468 мин и 150 снарядов. С его помощью была разминирована могила Тараса Шевченко в Каневе, которую буквально набили взрывчаткой отступающие гитлеровцы. Джульбарс, « боец 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады» — единственная собака, которую наградили воинской медалью «За боевые заслуги».
О подготовке парада, который, как утверждают, намечался на 22 июня, в четвертую годовщину начала войны, но из-за проливного дождя был перенесен, докладывалось на самый верх. Докладывали и о формировании «коробки» служебных собак. Дальше версии расходятся. Одни утверждают, что, якобы, Сталину было доложено, что самая знаменитая собака была ранена в ходе последней операции и что Александр Мазо-вер, командир 37-го отдельного батальона разминирования, известный кинолог, хотел бы пройти по Красной площади, неся забинтованную собаку на руках. Будто бы Верховному эта мысль понравилась, и он даже передал свой старый китель со снятыми знаками различия, чтобы завернуть Джульбарса. Мазовер, по этой версии, оказался единственным, кто шел в парадной колонне, не переходя на церемониальный шаг.
Скептики, разумеется, эту романтическую историю оспаривают: мол, а почему нет ни одного снимка кинолога с Джульбарсом? А почему сам Александр Мазовер никогда об этом не написал в своих многочисленных книгах? А почему его жена Дина Волкац, командир взвода дрессировщиков и хозяйка Джульбарса, тоже ни разу не упомянула о том, что было на параде 24 июня? И в хроникальном фильме «Парад Победы» нет этого прохождения. Словом, как в песне, которую исполнял Леонид Утесов: « . если один говорил «да!», «нет!» говорил другой». А история красивая и трогательная.
Ради чего я ее припомнил и какое она имеет отношение к рассказу о персонажах Стены памяти? Да самое непосредственное.
Правда, я должен оговориться: дело это давнее, да и не мне судить человека, пришедшего с войны. Поэтому фамилию его я называть не стану, а историю расскажу. Хотя бы ради его военной специальности и должности, довольно редкой. На самом деле, пехотинцев, артиллеристов, танкистов и даже летчиков — истребителей и штурмовиков — среди наших ветеранов достаточно. А он был. Но еще чуточку терпения.
… В официальном издании о нашем герое сказано буквально следующее: «… участвовал в боях танкистом на 1 Белорусском фронте с 1942 по 1945 год. Демобилизован в мае 1945 г. Старший лейтенант…» Не верить этим словам нет оснований — издание-то официальное. И фотоснимок приложен: военная форма с офицерскими погонами, на которых просматривается эмблема: силуэт танка. Награды на груди — орден Славы, медаль «За отвагу» и другие. Видно, что воевал парень достойно. Причем, слово «парень» — не оговорка. Когда война закончилась, ему было всего-то 20 лет.
Но вот другие орденоносные сюжеты. Фронтовой приказ военного совета 3-го Белорусского фронта (6.11.1944): «… Работая вожатым собак по вывозу раненых с поля боя, тов. Н. за семь дней летнего наступления вывез с переднего края до медсанбата 40 тяжелораненых с их оружием, проявив при этом отвагу и мужество».
Тов. Н., младший сержант, вожатый 51-го отдельного отряда собак санитарно-нартовых упряжек, представлен к ордену Красной звезды. Начальник санитарной службы 3-го Белорусского округа генерал-майор медицинской службы Гурвич представление поддержал, но еще более высокое начальство заменило «звездочку», как ласково называли эту награду, на медаль «За отвагу».
Еще один фронтовой приказ (14.06.1945) — о награждении тов. Н., командира отделения того же 51 отряда, орденом Славы 3-й степени.
«… после выбытия из строя командира отделения командиром был назначен тов. Н. как лучший вожатый… Отделением тов. Н. было вывезено 1053 тяжелораненых с их личным оружием. Из них в боях в Восточной Пруссии юго-западнее и северо-западнее Кенигсберга — 312 чел…»
Мы уже никогда не узнаем, отчего «тов. Н.» постеснялся своей подлинной фронтовой биографии. Он работал на одном из предприятий Тюмени и, видимо, так никому и не рассказал о тысяче с лишним раненых, которым его отделение с помощью четвероногих помощников спасло жизнь. Мы можем им сегодня гордиться, но не можем сказать ему об этом — тов. Н. умер в 1981 году.
А может быть, он тоже не знал о том, что парад Победы 24 июня 1945 года замыкали такие же, как он, вожатые собак со своими четвероногими минерами, подрывниками танков, санитарами.
***
фото: Прохождение «собачьих» отрядов, специалистов по разминированию и подрывников.;Прохождение «собачьих» отрядов, специалистов по разминированию и подрывников.