X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дети замечают красоту

«Мне не встречалось детей, которые не видели бы красоту и не хотели бы ее как-то запечатлеть», — говорит Наталья Тимошенко, преподаватель курса «Основы художественной грамотности» в библиотеке-филиале N 2 имени Гришина.

Задача взрослого — помочь ребенку это сделать. Потому что не всегда, особенно в младшем возрасте, у малыша хватает терпения и навыков передать то, что он видит. Наталья Александровна как раз помогает детям эти навыки развивать и совершенствовать.

Изначально программа ее курса была рассчитана на подростков, но когда в октябре прошлого года объявили о наборе, в библиотеку потянулись малыши. Для педагога по изобразительному искусству не составило труда адаптировать занятия для тех, кто только учится держать в руках кисти и краски, работать с цветной бумагой, пластилином, мелками…

— Оказалось, дети очень восприимчивы к искусству, как и вообще ко всему новому, — рассказывает педагог. — Даже самые маленькие художники, которым по 4-5 лет, изучают правила пропорций, наблюдают, как ложится тень. С интересом слушают о том, какие бывают краски и как правильно наносить их на лист.

А бывает, что пробуют на вкус?

— Иногда непроизвольно тянут кисточку в рот, — улыбается Наталья Александровна, — но вообще-то не пробуют. Мы с ними говорим о том, из чего состоят краски, так что дети знают: даже «медовые» совсем не съедобные.

Вы объясняете академические вещи: пропорции, линии, светотени. А остается ли у ребенка место для творчества?

— Вот посмотрите, — Наталья Александровна выкладывает из папки в ряд три натюрморта, — один и тот же кулич на столе, ваза и пасхальные яйца. Один и тот же фон. А как по-разному рисунки выглядят. Кто-то показывает тень, а кто-то нет. Один ребенок обратил внимание и спросил, как показать на бумаге, что ваза — рельефная. Сделали вместе с ним один мазок, а дальше он уже сам. Вообще, мне приходится их учить и самой постоянно учиться. Находить тонкую грань, когда объясняешь что-то, но при этом не давишь авторитетом, а предоставляешь возможность сделать так, как автор сам видит и чувствует…

Иногда сама жизнь вмешивается и заставляет художников фантазировать. Наталья Александровна показывает серию «Чудо-птица». В синем небе над лесами ослепительная, словно солнце в погожий день, проплывает Жар-птица. В кружке занимаются брат и сестра — Соня и Тимофей. Случился казус, братишка немного подтолкнул, и на рисунке у девочки образовались кляксы. Но Софья быстро вышла из положения -превратила кляксы в деревья и облака. Ее рисунок оказался не похож ни на один другой.

Наталья Александровна, а для своего удовольствия дома рисуете?

— Чаще занимаюсь прикладным творчеством и графикой, не всегда есть время разложить краски. Недавно попробовали с дочерью делать топиарии — декоративные деревья из природных материалов. Еще Надежда заинтересовалась пайетками — и я вместе с ней. Оказывается, можно с их помощью делать невероятно красивые картины. Вообще, я пробую дома все, что предлагаю потом детям на занятиях. Мы занимаемся не только рисованием, но и квилингом, и объемной аппликацией, лепим из пластилина. Если детям понравится работать с шерстяными нитками, к Новому году смастерим снегирей. На самом деле, я не выдумываю ничего нового. Что-то нахожу в Интернете, что-то — в старых книгах по ИЗО.

Старые книги рано списывать со счетов, в них есть чему поучиться?

— Один мой знакомый говорит: зачем изобретать велосипед, когда можно сесть на него и ехать своей дорогой? В последнее время меня очень заинтересовали лоскутные техники, изготовление кукол в русских народных традициях. Возможно, и это направление попробуем развить на занятиях.

Чему вы пытаетесь научить своих воспитанников?

— Когда дети только приходят, некоторые вещи кажутся им сложными, и они боятся, что у них не получится. Вместе снимаем этот барьер. Учимся замечать красоту и передавать ее — в рисунках, поделках, аппликациях. Часто смотрим в окно, рассматриваем небо, листочки на деревьях. Самая большая радость для меня, когда ребенок приходит и говорит: «А я заметил… и поэтому сделал вот так». Возможно, кому-то эти занятия помогут, кто-то поступит дальше в художественную школу. Это было бы мне очень приятно, и я бы даже считала это наградой за работу.

Занятия в кружке Натальи Тимошенко уже возобновились после летних каникул. В библиотеке-филиале N 2 имени Гришина на улице Мира ждут детей.

***
фото: Наталья Тимошенко на рабочем месте в библиотеке на улице Мира.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта