Откуда растет «хвост» у бесхоза?
Количество выявленных бесхозных тепловых сетей превысило 175 километров.
Инженерные коммуникации, которые не стоят ни на чьем балансе и не значатся ни на каких картах, являются головной болью не только коммунальных служб города, но и ресурсоснабжающих организаций и компаний-застройщиков. Такие находки создают проблемы при проведении аварийных и плановых земляных работ, затрудняют эксплуатацию других сетей. Для обсуждения проблем, связанных с эксплуатацией и ремонтом бесхозных сетей, городским департаментом имущественных отношений был организован «круглый стол», на заседание которого пригласили депутатов городской Думы, представителей ресурсоснабжающих организаций, компаний-застройщиков, предпринимателей.
Процедура признания сетей бесхозными и постановки их на муниципальный учет давно отработана, все этапы ее известны. Без обращения в суд не обойтись. Согласно закону, необходим минимум год для того, чтобы обнаруженные ничейные сети можно было признать бесхозными. Хотя и в этот период уложиться не получится: еще минимум полгода, по словам директора департамента имущественных отношений Елены Уляшевой, уйдет на оформление техпаспорта объекта и других документов. И на этом мытарства не заканчиваются.
— Система отработана, но в ней есть бреши, — взял слово Михаил Тагильцев, заместитель директора по техническим вопросам компании «Тепло Тюмени». — Участки тепловых сетей относятся к объектам третьего класса опасности. Соответственно, принимая их на эксплуатацию, мы должны знать о таких объектах все. А фактически в техническом паспорте БТИ не хватает многих характеристик. Там обозначается только направление, без четкой координатной привязки. Нет ни даты постройки, ни сведений о проведенных ремонтах. Такие «хвосты» затрудняют эксплуатацию, не позволяют в полной мере оценить состояние объекта. Такого быть не должно.
Елена Уляшева пояснила, что департамент городского хозяйства не сможет представить эксплуатирующей организации такие документы. Просто в связи с их отсутствием. Технический паспорт создается только для постановки на кадастровый учет, то есть с геодезической привязкой — не более того. Ресурсоснабжающим организациям придется разбираться во всем самим. И на это им дается дополнительное время.
— Сколько в среднем проходит времени от момента постановки бесхозных сетей на учет до выдачи техпаспорта? — уточнил депутат Николай Романов.
— В среднем около двух лет, -ответила Уляшева.
— Надо вообще не допускать, чтобы сети становились бесхозными, -предложила депутат Альбина Селезнева. — Надо все сети быстрее инвентаризировать. И чтобы этот процесс ускорить, надо привлечь квартальных.
— Проводить и нвентаризацию непросто, — пояснила Уляшева. -Для этого надо иметь четкие чертежи прохождения коммуникаций, их привязки к местности. Таких программ ни в городе, ни даже в стране пока нет. Программное обеспечение не понимает человеческих факторов. Стоит описанию хоть на метр разойтись с ранее введенными данными, как программа отказывается их принимать. И даже нанесенные на карту сети могут идентифицироваться ею как бесхозные. Многое приходится делать вручную. К тому же бесхозных сетей год от года меньше не становится, чему немало способствует активность жителей.
— Недавно на перекрестке улиц Мира и Волгоградской прорвало трубу, месяц утечку никто не устранял, вода текла в подвалы домов. Кто заплатит за эти потери на бесхозных сетях? — уточнил Мурат Тулебаев.
— В тарифе учитываются только нормативные потери, а все, что сверх того, — становится убытками предприятия, — пояснил Михаил Тагильцев. — И если жильцам домов в результате такой утечки был нанесен ущерб, который подтвердит экспертиза, его оплатит страховая компания.
— Почему на окраинах города -в Березняках и Казарово — всегда так долго устраняют утечки? — спросил депутат Ришад Зиганшин.
— Надо разбираться в каждом конкретном случае, — ответила Елена Уляшева. — Жители всех районов города имеют равные права на тепло и водоснабжение.
По итогам заседания «круглого стола» представители компаний «Тепло Тюмени» и СУЭНКО внесли несколько предложений. Представители департамента имущественных отношений обещали, что не оставят их без внимания.