Гном Бим-Бом и провокации
Перед маленькой дверкой в маленьком домике стоят на четвереньках двое солидных мужчин. На голове одного из них — колпак.
Они деловито дергают ручку двери, постукивают по стенам домика. Мимо них радостно катает воображаемый шар девушка в голубом. Высокий человек, совершенный пират на вид, деловито рассуждает о курсе евро и росте цен на цветные резиновые сапоги… Генеральная репетиция премьерного спектакля в театре кукол в разгаре.
Под самую крышу театра, в новый зрительный зал, который кукольники назвали «Театром на подушках», нас провела практически тайными тропами Любовь Чмутина, руководитель литературно-драматической части театра. Заходим в небольшое помещение, что за новости? Сцены нет, кресел нет, кулис нет.
— И не будет! — уверяет Любовь Васильевна.
Малая сцена «куколок», о которой мечтали давно, — единое открытое пространство для самых маленьких зрителей, деток от полутора лет. Зачем им кресла, пусть на подушках сидят, или лежат, или вообще ходят по залу, общаясь с родителями и артистами.
Слушая Любовь Васильевну, слежу за ситуацией на «сцене», точнее, на площадке, где стоит домик, высится роскошное дерево, у которого четыре стороны: зимняя и летняя, осенняя и весенняя. Вот главный герой премьерного спектакля «Загадки природы», гном Бим-Бом (Антон Нестеренко) в костюме, напоминающем знаменитую жилетку Анатолия Вассермана, нечего сказать — деловой персонаж. Его задача — вовлечь малышей в игру, где они будут отгадывать загадки о смене времен года. Как ему помогут в этом мешочки на поясе, еще одна загадка для зрителей.
Подбираюсь поближе к «пирату», он же режиссер спектакля Сергей Усков. Суматохой вокруг своего нового детища Сергей Викторович явно доволен, деловито поправляет фонарь над входом в домик Бим-Бома и рассуждает:
— У кукольного театра всегда была проблема — какими должны быть спектакли для самых маленьких? То, что они нужны, очевидно, родители готовы приводить детей в театр чуть ли не с пеленок. Мы предлагаем спектакль-игру, где дети не только получат удовольствие, но и новую информацию. В «Загадках природы» мало слов, малыши должны говорить больше, чем артисты.
Как этого добиться? Провоцировать зрителей на общение с персонажами, вызывать ответную реакцию звуками и красками природы, чтобы коротенький спектакль дал самому маленькому театралу пищу для сердца и ума.
Репетиция продолжается, а мы с директором Василием Пустыльниковым перемещаемся в большой зал. Спускаемся по неширокой лестнице вдоль белых стен, Василий Николаевич вдруг резко останавливается: «Вот эти стены наши художники начнут расписывать уже на следующей неделе». Получается, каждый шаг к Малой сцене для зрителей будет расцвечен яркими красками и сказочными сюжетами.
До открытия сезона — меньше двух недель.
— Успеете, Василий Николаевич?
— Успеем. Главное, новые кресла в большом зале установить.
Старые стоят в просторном фойе, ждут решения своей судьбы. Они хоть и выглядят уже непрезентабельно, но еще вполне могут послужить после чистки и небольшого ремонта. В зрительном зале непривычно пустынно, он даже кажется больше обычного без мебели и полового покрытия. Зато уже установлено дополнительное световое оборудование, радуется директор. Заметили мы и новые банкетки в холле, информационный киоск у касс, где можно посмотреть расписание спектаклей. Планируют кукольники установить в фойе большой плазменный экран, чтобы в ожидании спектакля зрители смогли посмотреть анонсы других постановок.
В ожидании юбилейных торжеств театр откроет сезон еще одной премьерой — сказкой «Конек-Горбунок». Не обратиться к творческому наследию земляка-юбиляра было бы неверно. Над спектаклем поработали постановщики Нижегородского государственного академического театра кукол, режиссер — Елена Османова.
Семьдесят сказочных лет тюменские дети с замирающим сердцем следят за перипетиями судеб любимых кукол, радуются и переживают, учатся и растут. А потом приводят в гости к сказке своих детей. Похоже, в новом сезоне эта традиция в очередной раз продолжится.
***
фото: Гном Бим-Бом (Антон Нестеренко);Старые кресла пока в фойе;Режиссер Сергей Усков.