Воспитание свободой
Александр Нилл. «Саммерхилл — воспитание свободой». АСТ, 2014 г.
Александр Нилл создал школу для детей, на которых классические британские школы поставили жирный крест. Этих детей называли хулиганами и двоечниками. Этих безнадежных детей он воспитывал… свободой. И она до сих пор существует, эта школа. Где-то там, в далекой Британии.
Книга не похожа на современные научные труды по педагогике. Она выглядит как разговор: в ней можно найти искренние эмоции создателя школы, почувствовать дух Саммерхилла — школы с фантастической и даже скандальной для того времени педагогикой.
Книга содержит много удивительных и для современности мыслей. Даже сейчас многие учителя и родители с трудом представляют школу без оценок и контроля над дисциплиной. Школу, где детям можно не ходить на уроки и делать только то, что им нравится. Александр Нилл рассказывает, что такая школа меняет детей: уже не учителя и родители решают за них -ребята сами стремятся учиться.
В школе Саммерхилл каждый может говорить и вести себя так, как чувствует: без запретов и стеснений. Но лишь до тех пор, пока действия не вредят окружающим. Благодаря свободному общению ребята учились отстаивать свою точку зрения, рассуждать, приводить логичные доводы, они переставали бояться окружающего мира, к тому же, уважение становилось искренним, а не притворным. Сам Нилл пишет: «Мы взялись создать школу, в которой детям предоставлялась бы свобода быть самими собой. Для этого мы должны были отказаться от всякой дисциплины, всякого управления, всякого внушения, всяких моральных поучений, всякого религиозного наставления. Нас называли храбрецами, но это вовсе не требовало храбрости. Все, что требовалось — это вера: в ребенка, в то, что он по природе своей существо доброе, а не злое».
Практика школы Александра Нилла показывает, что человек, с самого начала воспитывающийся в условиях свободы, учится, реализовывается в жизни и находит счастье в работе и в жизни.
Мария Дубровина — литературный редактор
***
фото: