По велосипедисту в минуту, по инспектору на перекресток
В Тюмени с начала года произошло 16 дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов.
… «29.05 водитель автомобиля «тойота» допустил наезд на 12-летнего велосипедиста на пешеходном переходе у 78-го дома по Червишевскому тракту. У мальчика — ушибы».
«14.07 водитель автомобиля «хонда» допустил наезд на несовершеннолетнего велосипедиста, который выехал на проезжую часть, создав помеху движению транспортных средств. ДТП произошло на улице Кирова около дома N 37».
«20.07 водитель «жигулей» сбил 17-летнего велосипедиста, который разворачивался на проезжей части в районе дома N 32 по улице Кондинской»…
Я сама недавно села на велосипед. И убедилась, что с седла этого двухколесного транспорта город смотрится совсем иначе. Начинает казаться, что автомобили несут еще большую угрозу.
Пешеходы же, по моим наблюдениям, для велосипедистов делятся на две группы: слепоглухие, умудряющиеся каким-то образом в одиночку занимать весь довольно широкий тротуар (сюда же относятся компании, растягивающиеся на ширину тротуара гармошкой). И — паникеры, которые, завидев велосипед, начинают метаться из стороны в сторону, когда полезнее с их стороны было бы спокойно продолжать движение.
Существуют ли хорошие пешеходы и машины? Велосипедисты отвечают: «Те, что сидят дома и стоят в гараже».
А если серьезно, то, на мой взгляд, именно человек, севший на велосипед, должен стать воплощением толерантности на дороге и тротуарах и образцово показательным участником движения. Но, как показывает опыт, чаще всего двухколесный друг меняет человека до неузнаваемости не в лучшую сторону. И куда только деваются все элементарные знания ПДД, чувство самосохранения, воспитание, в конце концов? С этим можно было бы, наверное, смириться, если бы после не появлялись такие вот скупые и очень печальные сводки с улиц Кондинской или Кирова…
… В среду инспекторы ДПС провели очередной рейд по велосипедистам совместно с инспекторами по пропаганде из городского отдела ГИБДД.
— Куда поедем? — спросила пропагандист Татьяна Горлова у инспектора Олега Плиева.
— Куда угодно, — отвечает тот. — Они везде ездят, везде нарушают…
Для дежурных экипажей работать с велосипедистами — хуже нет. Адекватных правовых взаимоотношений не получается, потому что велосипедисты выбиваются из общей картины мира: водительских прав им не положено, возить с собой удостоверение личности их никто не может обязать. А штраф за нарушение ПДД можно выписать только при наличии паспорта. Ладно еще полицейская форма производит на наших граждан впечатление: у некоторых паспорта при себе все же находятся…
— Обычно людей повергает в шок, что штраф за переезд по переходу составляет 800 рублей, — рассказал мне инспектор Алексей Фатюшин, пока мы ехали к перекрестку улиц Республики и Профсоюзной — вот уж где ярмарка велосипедных нарушений!
Местные инспекторы — со стационарного поста — подмоге со стороны коллег и пропаганды обрадовались. На четыре угла перекрестка им не разорваться, а надо бы. Потому что велосипедисты спешиваются на переходе, только когда на противоположной стороне стоит полицейский и смотрит им в глаза.
Это неплохой метод: за десять минут улицу Профсоюзную — со стороны «СКБ-Банка» в сторону ТЦ «Калинка» пересекли 10 велосипедистов. Восемь из них спешились. Две девчонки в наушниках пронеслись мимо. Там — в плеерах — звучало, видимо, что-то более интересное, чем предупреждение о том, что водитель, поворачивающий в сторону пешеходного перехода, скорее всего, не успеет среагировать на вас, стремительно вылетевших на дорогу…
Я заметила: совестливее всего себя ведут подростки и люди пожилые (и они ездят на великах!). Наглее всего, как ни странно, — граждане в расцвете лет. Которые «сами все знают». Ну, кроме правил дорожного движения.
— Штрафы — штрафами, но самое главное сегодня — это информация. Чем чаще говорить людям — особенно детям — о том, как и где правильно ездить на велосипеде, тем больше вероятности, что они будут следовать рекомендациям, — считает Татьяна Горлова. — Да, есть еще один вариант — на каждом перекрестке поставить инспектора ДПС. Жаль, что штата на это не хватит…
Хотя есть и третий вариант: чтобы не вести себя на дороге как слон в посудной лавке, стоит расширить кругозор и посмотреть на все происходящее не только со стороны пешехода, водителя и велосипедиста, а еще и со стороны сотрудника ГИБДД. По словам Татьяны Горловой это, в принципе, возможно. Существует такое понятие, как добровольные помощники полиции, — в их ряды, при соблюдении определенных условий, может вступить каждый желающий. Вероятно, как раз общественники скоро активно присоединятся к инспекторам в их нелегкой борьбе с невежами на дорогах.
***
фото: Под пристальным взглядом инспектора;Татьяна Горлова проводит беседу.