Стоять в стороне – преступление
Резонансное убийство в Нижнем Новгороде, когда психически больной глава семьи Беловых убил свою жену, мать и шесть детей, всколыхнуло общество.
Спустя две недели накал страстей поутих: преступник арестован и ждет наказания. Но пока нет ответа на главный вопрос: можно ли было предотвратить резню и как? Об этом наш разговор с директором Центра социальной помощи семье и детям «Мария» Еленой Перминовой.
— Елена Владимировна, как бы вы оценили роль своих коллег в Нижнем Новгороде? Где они недосмотрели?
— Ситуация уже оценена профессионалами: выявлено невыполнение служебных обязанностей. Я вижу непонимание сотрудниками последствий тех решений, которые они принимали. И в коллективе, и с коллегами по отрасли, из других ведомств мы обсуждали эту историю. Ведь мы особенно заинтересованы в оказании помощи конкретным проблемным семьям, это главная цель работы нашего Центра.
— Как вы выявляете такие семьи, ведь они напрямую вряд ли обращаются?
— Это очень непростая задача. Ее сложность сказалась и в Нижнем Новгороде. Семья была определена как проблемная, но с ней не работали. Ну, болен человек психически, и болен. Для качественного взаимодействия с семьей в кризисной ситуации необходима командная работа специалистов. Каким бы профессионалом ни был психолог, каким бы активным ни был участковый специалист, каким бы продвинутым, хорошо организованным ни был завотделением социального учреждения — поодиночке справиться с решением такой критической ситуации почти невозможно. Поэтому мы выступаем за командные подходы.
— Выработаны в регионе технологии, стандарты, на которые опираются специалисты, или каждый раз действуют, как получится?
— У нас есть алгоритмы, по которым работают ведомства в системе профилактики в каждом конкретном случае. Например, есть случаи жестокого обращения с ребенком. Стороны процесса знают, что нужно делать, начиная от педагога дошкольного учреждения, школы или дополнительного образования до работника органов опеки. Прописан алгоритм действий при изъятии ребенка из семьи. Это все закреплено документально. Есть порядок действий для службы экстренного реагирования. Она работает круглосуточно, базируется у нас в Центре, но в команде специалисты разных ведомств.
Сейчас таких алгоритмов межведомственного взаимодействия восемь. В том числе и порядок действий при отказах от новорожденных. Любое сообщение из женской консультации, роддома, просто от знакомых или родственников, что мать хочет отказаться от ребенка, запускает социальный механизм. У нас есть договоры со всеми роддомами Тюмени, перинатальным центром. Как только получаем информацию о возможном отказе, решаем, кто будет работать с матерью — мы или правоохранительные органы. Выезжает к такой маме психолог, разговаривает, выясняет причины непростого шага. Предлагает помощь, решение каких-то проблем, из-за которых женщина отказывается от малыша. В 40 процентах случаев удается ее от этого шага удержать, ребенок остается в семье. Это очень хороший результат. Конечно, стопроцентно мы никогда не сможем отследить и помочь всем. Но формирование команды специалистов, нацеленных на максимально возможный результат, очень помогает решать проблемы социального неблагополучия.
— Расскажите подробнее о службе экстренного реагирования. Когда она включается в работу?
— Это сложная командная работа. Есть специалисты нашего Центра, они выступают координаторами, дежурят на телефоне доверия круглосуточно. Кроме того, по договоренности с полицией звонок, поступивший в дежурную часть по номеру 02 или 112, автоматически дублируется в службу экстренного реагирования, если это преступление в отношении детей или с участием детей. Точно так же на круглосуточном дежурстве находятся психологи, специалисты органов опеки, подразделений полиции по делам несовершеннолетних, социальные педагоги школ. Если какая-то проблемная ситуация произошла в дневное время, и она завязана на учебное учреждение, сразу вызываем социального педагога конкретной школы. С этого года в каждой поликлинике появился в штате специалист по социальной работе — всего 13 человек, и они отвечают за работу с семьей на своей территории. Наблюдают за семьями, которые нерегулярно приходят на плановые осмотры к врачу, прививки не ставят, пропускают лечение — это все симптомы неблагополучия, не говоря уже об очевидных вещах, когда у ребенка, например, следы побоев…
Координатор, получив тревожный звонок, анализирует ситуацию и принимает решение, какого именно специалиста включить в команду. Группа выезжает на место и разбирается в возникшей проблеме.
— Тюменцы хорошо знают телефон, по которому можно сообщить о кризисной ситуации?
— Номер выбрали запоминающийся — 8-800-200-72-01, активно рекламируем его в школах, детсадах, при личных встречах с родителями, на массовых мероприятиях. Рассчитываем на помощь средств массовой информации. Нам важно, чтобы горожане активнее реагировали на проблемные ситуации. Не были равнодушными, сторонними наблюдателями, когда рядом происходит что-то нехорошее, особенно с детьми. Радует, что среди звонков в службу экстренного реагирования около 15 процентов — от неравнодушных граждан. Чем раньше мы получим информацию, тем больше вероятность положительного исхода.
— А как быть, если родители воспитывают ребенка ремнем в твердой уверенности, что так было испокон веков, и звонки соседей — это вмешательство в частную жизнь семьи?
— Если к нам поступает такая информация, специалисты Центра обязательно побеседуют с родителями, постараются выяснить, что происходит в семье, существует ли угроза здоровью и жизни ребенка. Беседа будет носить профилактический характер, но мы постараемся выявить степень риска. Мы не будем изымать ребенка из семьи, у нашего Центра права такого нет. Мы можем поработать с родителями и показать им их силу, а не их слабость. Не все родители обладают педагогическим талантом, здесь я вижу большое поле для просветительской деятельности. Наши специалисты предлагают родителям походить на занятия клубов родительского мастерства, поучаствовать в мероприятиях с участием всей семьи. Это могут быть, к примеру, спортивные состязания, праздники, тренинги, даже кулинарные мастер-классы. Выпечка пряников очень сближает конфликтующие стороны!
— В Центре «Мария» есть такая форма поддержки, как стационарное размещение семьи, находящейся в трудной ситуации. Востребована эта услуга?
— Ежегодно около 300 семей получают услуги стационарной реабилитации, и это не только мамы с детьми, укрывающиеся от отца-тирана. Ситуации очень разные, есть и папы с ребенком. Мы предоставляем пострадавшей стороне конфликта временное убежище и ищем выход из сложившейся ситуации. Это помощь и юриста, и психолога. Налаживаем контакт с родственниками. Подыскиваем временное жилье, работу, если это необходимо. Задача-максимум — сохранение семьи, если это невозможно, помогаем грамотно расстаться, без ущерба для супругов и особенно детей. Наши женщины, которые прошли через стационар Центра, даже организовали клуб, чтобы поддерживать друг друга. Если есть возможность, приглашают пожить к себе, или объединяются две-три женщины с детьми и снимают общее жилье, так дешевле и с ребенком есть кому помочь.
Мне кажется, людям сейчас очень не хватает позитивной информации о том, как семье справиться с проблемой. О путях выхода из критической ситуации, о мерах поддержки. А ведь все это есть, все это реально работает.
***
фото: Елена Перминова.