X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Что за зверь такой – писатель?

— Меня зовут Анна Матвеева. Я живу в Екатеринбурге. У меня три сына…

В зале раздаются бурные аплодисменты.

— Хорошо, скажу иначе, — говорит Анна, — у меня 12 книг.

Пауза чуточку затягивается, потом аудитория все же принимается хлопать. Но, скорее, следуя логике, а не от восторга.

Писатель Анна Матвеева, которая в конце прошлой недели провела в Тюмени день, наполненный творческими встречами, не удивляется тому, что ее родительские достижения людей восхищают больше, чем писательские. Это при том, что она — один из самых известных и плодотворно работающих авторов современности: в период с 1997 по 2015 годы становилась лауреатом премий Lo Stellato (Италия), журнала «Урал», финалистом российских литературных премий — «Большой книги», «Национального бестселлера», имени Белкина, Казакова. Ее книги переведены на итальянский, английский, французский и финский языки. Но что такое быть родителем — известно большинству взрослых людей. А что такое быть писателем — единицам.

Нам повезло: в прошлую пятницу при желании можно было встретиться с Анной Матвеевой дважды — на творческой встрече в ресторане «Сибирия» «Ремезовотеля» и на автограф-сессии в магазине «Читай-город». Предметом обсуждения должны были стать роман «Завидное чувство Веры Стениной» и сборник рассказов «Призраки оперы». Анна привезла несколько десятков экземпляров новых книг, охотно подписывала их желающим. Но разговор между ней и публикой, тем не менее, получился в большей степени о писательстве.

… Анна Матвеева неоднократно говорила, что у нее и выбора-то профессионального не было. Еще в детстве она знала, что хочет стать писателем или оперной певицей. Правда, про оперу ей быстро все объяснил папа: если музыкального слуха и вокальных данных нет, то они уже не появятся. Осталось писательство.

— Я очень много читала и читаю, — рассказывает Анна. — В детстве любила Дюма. Сейчас в любимых писателях Толстой, Флобер. Из современных — Алексей Иванов, книги которого не похожи одна на другую. И я уверена, что тот, кто много читает, рано или поздно попробует что-то написать.

Для начала Анна окончила факультет журналистики, по должностной лестнице поднялась до ступеньки литературного редактора. Но только когда у нее родились дети (сразу — близнецы), взялась за прозу.

— До рождения детей мне принадлежало все мое время, и казалось, что я еще успею написать, что захочу, — вспоминает Анна. — Но вдруг времени не стало совсем, его целиком заняли дети. Страшно: а вдруг его уже никогда не будет? Надо торопиться и использовать каждую свободную минуту.

Анна Матвеева относится к той категории прилежных писателей, которые работают каждый день. Может, кто-то и может за пару месяцев написать роман, но Анна предпочитает браться за перо ежедневно, пусть даже результатом будет лишь пара абзацев. Впрочем, она уверена: все самое лучшее пишется легко и быстро, на одном дыхании. Особенно, если это рассказ.

— Не знаю, почему современные авторы так мало обращаются к этому замечательному жанру, — недоумевает писатель. — Он во многом удобнее романа, где надо постоянно помнить все мелочи, чтобы не оказалось потом, что у бездетной героини в финале из ниоткуда появились внуки. Такие ошибки бывают у невнимательных романистов, я их тоже не избежала, к сожалению. Поэтому теперь веду писательский дневник, куда записываю краткое содержание каждой главы.

… Анна стала известна благодаря своей книге «Перевал Дятлова», вышедшей 15 лет назад. С тех пор книгу несколько раз переиздавали, одна киностудия даже покупала права на ее экранизацию, но фильм так и не был снят. Тем не менее, «Перевал Дятлова» остается одной из самых читаемых книг Матвеевой. Правда, на подробные вопросы о книге писатель отвечает без особого энтузиазма:

— Когда книга попадает в руки читателей, она перестает принадлежать автору, начинает жить своей жизнью. В этот момент я ее отпускаю: меня уже интересует следующая, которую либо продумываю, либо уже пишу.

Тем не менее, разговаривая с читателями, Анна искреннее старается подробно рассказать о своей работе. Есть даже заготовленные ответы — читатели нередко задают одни и те же вопросы. Навскидку Анна вспоминает только один неожиданный читательский вопрос. Его задал продавец в книжном магазине, где проходила творческая встреча.

— Он спросил: как я пишу книги от лица мужчины? Не слишком ли дерзко ставить перед собой такую задачу? Это было неожиданно и интересно!

Так что, писатель удивляет нас чаще, чем мы ее. Например, для некоторых гостей встречи информация о том, что Анна не платит издательствам за печать своих книг (а совсем даже наоборот), оказалась неожиданной. Еще люди удивляются «несчастливости» героинь Анны. На это она отвечает: то, что кажется счастьем одному, может быть несчастьем для другого. Она не занимается написанием сказок о любви, поэтому у нее не бывает финалов со свадьбой или поцелуем на фоне заката.

А писатель Леонид Юзефович как-то сказал о работе Анны: «Все хорошие истории плохо кончаются, но здесь между началом и концом так много любви и радости жизни, что мы, в отличие от героев ее прозы, никогда не остаемся в проигрыше».

***
фото: Анна Матвеева.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта