Кресло не для галочки
Только российский ребенок при возгласе «ГАИ!» ныряет щучкой между передними и задними креслами автомобиля. К сожалению, этот бородатый анекдот актуален и по сей день — несмотря на повысившиеся штрафы за небезопасную перевозку детей и шикарный выбор автокресел в магазинах.
Хотя инспекторам ГИБДД все же удалось несколько улучшить ситуацию — пока точечно. Например, около полутора лет назад сотрудники по пропаганде проводили рейд возле детских садов NN 113 и 123. Тогда за час дежурства к административной ответственности привлекли порядка девяти родителей, которые привезли своих малышей в садик без специальных удерживающих устройств.
На днях инспекторы повторили опыт и за два часа целенаправленной работы поймали только двух нарушителей, один из которых честно признал свою ошибку и пообещал, что больше ее не повторит. А другой… Впрочем, здесь все предсказуемо — отговорки у родителей, не в пример ассортименту магазинов автокресел, не обновлялись уже давно.
— В целом, по городу и области ситуация остается тревожной, — говорит инспектор по пропаганде областного УГИБДД Ирина Третьякова. — Конечно, по сравнению с прошлыми годами родители стали чаще покупать специальные удерживающие устройства. Я лично замечаю на многих машинах наклейки «Ребенок в машине!», что уже свидетельствует о культуре и самодисциплине водителя, который неравнодушно относится к безопасности своего маленького пассажира. Однако говорить о том, что проблема изжита, не приходится…
С начала года в нашем регионе наложено 10 266 штрафов (по три тысячи рублей каждый) за нарушение правил перевозки детей. Это при том, что маленький пассажир на сегодняшний день — один из самых уязвимых участников дорожного движения. Даже у юного пешехода или велосипедиста есть возможность совершить маневр в опасной ситуации. У ребенка, свободно перемещающегося в салоне автомобиля, попавшего в аварию, очень мало шансов уцелеть.
Инспекторов ГИБДД, среди прочего, печалит тот факт, что многие водители — так уж и быть, обзаведшиеся детским креслом, — делают это исключительно, чтобы отделаться от полицейских. Мол, теперь вам придраться точно не к чему! Доходит до абсурдного: инспекторы находят в автомобиле установленное по всем правилам удерживающее устройство и ребенка, который сидит… рядом.
— Некоторые даже начинают оспаривать наказание, настаивая, что ведь кресло-то у них есть! — говорит Ирина Третьякова. — Получается, что есть оно у них исключительно для галочки.
Такой галочный подход в выборе автокресел не приветствует и директор специализированного магазина Жанна Филатова. По ее наблюдениям, несколько лет назад, когда инспекторы начали активно штрафовать за отсутствие удерживающих устройств, люди кинулись покупать абы что — дешевое, без сертификата качества, без корректных инструкций по установке…
— Для ребенка принято покупать все самое лучшее — экологически чистое питание, одежду из натуральных тканей… Более того, многие мамочки готовы переплачивать даже за дизайн коляски, — говорит Жанна Филатова. — А к выбору автокресел — к тому, от чего напрямую зависит безопасность ребенка — многие подходят совершенно формально. Это всегда меня удивляло! Поэтому мне очень приятно работать с людьми, которые к этому вопросу подходят серьезно…
Таких разборчивых и ответственных родителей, по наблюдениям специалиста, за последние годы прибавилось. Правда, их несравнимо меньше, чем тех, кто продолжает бойкотировать закон и подставлять под удар собственных детей.
В этом смысле куда более аккуратны таксисты: не желая разоряться на штрафах, многие из них обзавелись-таки детскими креслами и специальными сидушками — для детей постарше.
Как рассказали мне в одной из диспетчерских служб, обязать всех водителей иметь в машине удерживающее детское устройство они не могут — это не их работа. Однако заступая на дежурство, таксисты сами сообщают, можно ли отправлять их к клиентам с детьми.
Жаль, что никто еще не придумал такой диспетчерской службы, в которую бы стекалась информация о том, с какими родителями можно отпускать детей в поездку, а с какими — категорически нет.
***
фото: