Магазинам «у дома» приказано выжить
Более половины местных сельхозпредприятий реализуют продукцию через прилавки магазинов формата «у дома». Если крупные сети поглотят все рынки сбыта, то почти 163 тысячи личных подсобных хозяйств юга области рискуют разориться.
Наши чиновники и бизнесмены задумались, как этого избежать, и поехали за опытом в Берлин.
Катимся вслед за Европой
— Мы пытались нащупать, где находится рубеж экономических войн между крупным ритейлом и небольшими торговыми и производственными предприятиями, — рассказал на пресс-конференции по итогам поездки президент областной торгово-промышленной палаты Эдуард Абдуллин. — Хотели увидеть, что нас ждет в недалеком будущем.
По словам участников делегации, они убедились в том, что в Европе аналогичная тенденция: ритейлеры активно наступают, выжимая с рынка конкурентов в виде розничных магазинов. Только, как отметил начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрей Пантелеев, у нас все происходит намного быстрее.
Чем опасна экспансия ритейлеров? Эдуард Абдуллин привел три довода. Первый — монополия на цены. Выдавив с рынка магазины «у дома» за счет первоначального демпинга цен, сети начинают диктовать свою ценовую политику. Второй — нежелание сетевиков работать с мелкими товаропроизводителями, что ставит под угрозу развитие фермерских и личных подсобных хозяйств.
И третий момент: все крупные сети имеют прописку не в Тюменской области. А значит, и налоги от торговой деятельности уходят за пределы региона.
Выход — в объединении
В Европе панацеи от ритейлеров наши не нашли, но кое-что полезное все же привезли.
— Мы увидели, как берлинские фермеры защищают себя, — рассказал Эдуард Абдуллин. — Они организовались в некие сообщества, в кооперативы, выстраивают свою маркетинговую политику по отношению к сетям. Они с ними работают, но при этом развивают свою розницу, сотрудничают с магазинами, которые остались в частной собственности. И, самое главное, у них есть поддержка со стороны местных властей.
Как отметил Андрей Пантелеев, поддержка со стороны государства есть и у наших товаропроизводителей. Достаточно назвать такие проекты, как «Лучший товар года», «Покупаем тюменское».
— Но пришло время объединяться, — говорит Пантелеев. — И начинать финансировать кампанию по продвижению своих товаров на рынок. Еще важно присоединение к этому объединению логистических структур.
— Обсуждается вопрос создания некоммерческого объединения, куда вошли бы и товаропроизводители, и предприятия розничной местной торговли, и предприятия, оказывающие логистические услуги, — добавил директор департамента АПК Владимир Чейметов. — Соответственно сейчас формируются предложения каждого из участников и механизмы работы этого объединения.
Пилотные магазины
А пока наши товаропроизводители только вступают на путь кооперации, власти по-прежнему оказывают им поддержку.
Областной департамент АПК, управление по лицензированию и регулированию потребительского рынка и торгово-промышленная палата решили совместными усилиями помочь «малышам» удержаться на плаву в бурных водах российской экономики. В качестве пилотного проекта выбрали два магазина «у дома», на базе которых попробуют раскрутить новую модель сотрудничества «производитель — логистика — торговля».
— Это небольшие магазины прилавкового типа, — объяснил Андрей Пантелеев. — Они станут магазинами самообслуживания и будут наполнены в основном товарами местного производства. Такими, которых в крупных сетях не купишь.
Андрей Вадимович не сомневается, что пилотный проект сработает. И уже к Новому году в Тюмени может появиться сеть таких магазинов.
Готовность помочь в раскрутке новой торговой модели выразили и бизнесмены, побывавшие в Берлине.
— Наша компания объединяет в себе и оптово-логистический сегмент, и розницу, — сказала генеральный директор компании «Клен» Елена Клименко. — Во время поездки мы узнали о той продукции, которую местные товаропроизводители могут гарантированно вырастить под нас, а мы гарантированно сможем ее продать. Это даст нам возможность существенно снизить логистические затраты и продавать более свежую продукцию по более низким ценам.