X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Профессии для мужчин

Этим летом мы говорили об особенностях приемной кампании с ректорами шести вузов. А завершить серию интервью решили с директором колледжа. Как обстоит дело с рабочими профессиями и подготовкой специалистов среднего звена? Интересуется ли молодежь средним профессиональным образованием?

На эти и другие вопросы отвечает Тамара Шпак. Тамара Евгеньевна совмещает должности директора колледжа водного транспорта и председателя совета директоров профессиональных образовательных организаций Тюменской области. Она сразу же нас предупредила:

— Профтеховцев и пэтэушников давно нет. Есть программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих и программы подготовки специалистов среднего звена. После принятия в 2012 году закона об образовании, уровень начального профессионального образования в нашей стране исчез, остались среднее профессиональное и высшее образование.

То есть у вас в колледже две образовательные программы?

— У нас их несколько. Буквально на этой неделе мы получили новую лицензию. Готовим квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена, работают программы дополнительного профессионального образования.

Речная направленность осталась?

— У нас все до единой специальности — речного профиля. В этом году появилось «судостроение». Не потому, что нам захотелось: в программе развития колледжа на 2013-2016 годы эта специальность не заложена. Но в прошлом году к нам обратился завод «Тюмень-судокомплект» с запросом на корабелов: в ближайшее время на базе этого завода планируется реализовать инвестиционный проект. Кроме того, вы, наверное, знаете о планах президента по развитию порта Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе, откуда будет проходить транспортировка сжиженного газа. Так вот сейчас «Тюменьсудокомплект» строит баржи для Сабетты, построили уже второй рыбоперерабатывающий завод ледокольного типа для Ямала. Конкретно под их заявку мы и открыли новое направление, а департамент образования дал бюджетные места на эту специальность.

Есть у ребят интерес к речному делу? Много желающих в этом году поступить в ваш колледж?

— Я хочу сказать, что на базе девяти классов, как и во всех среднеспециальных учебных заведениях, у нас достаточно большой конкурс. От двух до четырех человек на место. Несколько иная картина с 11-классниками. Когда я нынче получила план приема и увидела, что на две наши основные специальности — «судовождение» и «эксплуатация судовых энергетических установок» — мы могли взять ребят только после 11 класса, то поначалу очень переживала. Думала — не наберем! Потом сказала себе и коллегам: стоп! Давайте искать плюсы, в чем наши преимущества, почему людям надо идти в нашу систему? У нас ребята уже на первом курсе идут весной на первую плавательную практику. И эти практики — официальное трудоустройство: в соответствии с Трудовым кодексом, на штатных рабочих местах, с гарантированной заработной платой, с полным соцпакетом, бесплатным питанием и обмундированием… И шесть месяцев, с мая по ноябрь, они у нас в навигации. А знаете, какая заработная плата? Мы специально в апреле побывали на нескольких судах, которые в тот момент находились в порту Тобольска. (Куда ни зайдем — везде наши выпускники). На одном судне встретили своих практикантов. Спрашиваем у моториста, какая у него зарплата? От 40 тысяч и выше! Ну, скажите, многие ли клерки столько зарабатывают? Это я не говорю о помощнике механика и других. Моторист — начальный уровень.

Мы все эти плюсы очень хорошо в течение года рекламировали, и поэтому сейчас, когда 11-классники приходят поступать на судоводителей и судомехаников, у них первый вопрос: а правда, что у вас такая заработная плата? А правда, что мы в конце первого курса пойдем на практику и будем зарплату получать? А сегодня у нас 200 практикантов в навигации на 54 судах речного флота.

На каких реках?

— Да весь север наш! Обская Губа, Карское и Белое моря, в Архангельск выходят. В этом году мы отказали Омску: не наш регион. Они готовы были даже морские дипломы парням обеспечить, и кормить, и одевать, но мы никого не отпустили, потому что не удовлетворяем местных потребностей. Обь-Иртышское пароходство еще с Архангельска привозит кадры.

Сейчас у нас целевая установка: вывести самых продвинутых ребят на морское судовождение, чтобы они получили соответствующие дипломы. Думаю, с этого года какую-то группу будем целенаправленно готовить.

Хочу подчеркнуть, что по двум упомянутым мною основным специальностям уже практически укомплектовали группы. А это 75 человек.

Больной вопрос — доступность образования. У вас увеличилось количество бюджетных мест?

— Практически все места бюджетные. И в этом году мы принимаем больше студентов, чем в прошлом. Ввели новые программы — социальной адаптации. Это для 9-класс-ников, которые (по разным причинам) просто не способны учиться в 10 классе. Чтобы эти люди не были потеряны, чтобы они могли получить образование, а потом и работу. Но и здесь мы не изменяем своему профилю, у нас три программы. Готовим судокорпусников-ремонтников, сварщиков, слесарей мехоносборочных работ, судовых поваров, пекарей и матросов. Хочу отметить, что по этим программам уже восемьдесят человек подали заявления. И желающих еще много.

А на какие специальности идут неохотно?

— Единственная специальность, которая осталась практически невостребованной в этом году, -организация перевозок и управление на транспорте. Управленческая работа, востребованная работодателями! Она есть и в колледже транспорта, и в железнодорожном колледже, и во всех трех стоит практически мертвым грузом. У нас два заявления, у кого-то по шесть-восемь.

Катя Христозова

Интересно, почему?

— Сама не понимаю. Ездила в Обь-Иртышское пароходство, была просто поражена. У них там электронная карта во всю стену, на ней направление ветра, движение судов, все перед глазами. Боже, так интересно!

Мы и предыдущую группу по этой специальности набрали с большим трудом. А выпуск получился очень хороший. Вот Сабетту запустят, там такие специалисты будут очень нужны. Этой весной уже первый караван с грузом по Северному морскому пути ушел: экспериментальный рейс в Китай. Судно «река-море» загрузилось в Тобольске и через Сабетту дошло до Китая. Речь идет о том, чтобы в дальнейшем отказаться от трубы и поставлять сжиженный газ по морю.

Судя по тому, что на большинство специальностей в вашем колледже конкурс, можно сделать вывод, что популярность среднего профессионального образования растет?

— Конечно. Правда, у нас на программы на базе 11 классов, как я уже говорила, конкурса пока нет. Хотя есть учебные заведения СПО, где на ряд специальностей и 11-классники поступают по конкурсу. К примеру, техникум строительной индустрии и городского хозяйства: строительство сегодня на высокой волне. В лесотехникуме есть конкурс на некоторые специальности, связанные с автомобильным транспортом.

Какой срок обучения в колледже водного транспорта?

— Программы разные. Сварщики на базе 11 классов обучаются 10 месяцев, судоводители-судомеханики на базе 11 классов — три года, а на базе 9 классов — четыре. Есть у нас и другое направление подготовки — многофункциональный центр прикладных квалификаций. Это дополнительное профессиональное образование — там очень много программ. Вообще, за время учебы в колледже наши ребята получают несколько профессий, без этого в речной отрасли никак. Это и крановщики, и сварщики…

Могли бы вы нарисовать портрет нынешнего абитуриента СПО? Кто сегодня поступает в колледж?

— Наш контингент можно разделить на три основные группы. Первая — это представители династий, две сотни учащихся — парни из семей речников, они все знают, идут учиться целенаправленно: и в учебе, и в спорте первые, губернаторские стипендиаты, из актового зала не вылезают. Вторая — романтики. А третьи поступают в колледж от безысходности: либо из сельских районов, где у мамы с папой три-пять тысяч зарплата, и надо помогать, либо больше никуда не взяли. С такими, конечно, сложнее, их надо хорошо мотивировать. И я даже рада, что в этом году мы набрали много взрослых ребят. Смотрю на 11-классников, они действительно нацелены на учебу и на работу, знают, чего хотят.

Дает свои результаты профориентационная работа?

— Конечно! В этом году у меня такая сильная команда маркетологов работала. Они столько групп «ВКонтакте» создали: даже с Ямала абитуриенты звонят. Но нам пока и своего региона хватает.

Есть у меня вопрос, который я задавала ректорам вузов. Правда, он не совсем подходит директору колледжа, тем не менее: если бы сегодня перед вами стоял выбор, куда поступить, выбрали бы колледж водного транспорта, и почему?

— Если не говорить пространно, а конкретно о себе, то я всю жизнь была отличницей, сильным математиком, поэтому, конечно, сюда поступать бы не стала. Я пошла в вуз, пять лет изучала все виды математики. А вот моя старшая дочь сначала окончила колледж, потом уже вуз.

Но ребята, мужчины, должны понимать, что они создадут семью, а ее надо содержать, быть опорой своим жене, детям, родителям. У нас — те специальности, которые дают такую возможность.

***
фото: Тамара Шпак;На верфи «Тюменьсудокомплекта».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта