Нет дольщиков — нет проблемы?
Министерство строительства РФ предложило внести поправки в федеральный закон N 214 «О долевом строительстве». Цель поправок — отказаться от долевки вообще. К 2020 году.
Нетрудно догадаться, что инициатива Минстроя вызвала неоднозначную реакцию. Причем против такого поворота событий не только застройщики, которые рискуют остаться без частных инвестиций, но и представители других министерств. Так, заместитель министра ЖКХ, строительства и транспорта Ульяновской области Олег Гришин в интервью информационному агентству Regnum спрогнозировал в случае принятия поправок 30-процентный рост цен на жилье. Того же мнения придерживаются и застройщики, в том числе тюменские.
Суть поправок в том, чтобы между застройщиком и дольщиком поставить связующее звено в виде банка. Если сейчас частные инвесторы, заключая договор долевого участия в строительстве, вносят деньги в кассу строительной компании, то в будущем предлагается эти самые деньги вносить на спецсчета банков-кредиторов, которые, в свою очередь, будут финансировать (с этих счетов, плюс выдавая застройщикам дополнительные средства под льготный процент) строительство нового дома.
Застройщики же не видят причины перекраивать закон, который, по их мнению, работает. Также они не знают, как скажется на работе предлагаемая Минстроем схема работы с банками.
— Добросовестные компании, работающие в рамках 214 закона, будут вынуждены искать новые пути привлечения инвесторов, а желающим купить квартиру подешевле придется переплачивать, так как преимущества цены квартиры на стадии котлована уже не будет, — комментирует возможные поправки директор по продажам компании ТиС Татьяна Палецких. -Кроме повышения цены, рынку грозит волна новых схем мошенников, которые обязательно воспользуются возможностью и демпинговыми ценами привлекут доверчивых покупателей.
Татьяна Палецких считает, что в Тюмени уже сложился круг надежных застройщиков. Они работают по 214 закону и страхуют ответственность, а все расчеты производят через расчетные счета.
— Каким образом банк сможет контролировать использование средств со спецсчета, непонятно, а в строительстве каждый день на счету и любая задержка в оплате может привести к срыву графика строительства, кто будет отвечать за это? Банк? Нет — застройщик, -рассуждает Палецких. — Соответственно застройщик будет искусственно завышать сроки сдачи на бюрократические проволочки, и дольщикам покупка новостройки покажется менее привлекательной.
Но, возможно, не так страшен черт, как его малюют? Ведь есть же в Тюмени ТДСК, которая по собственной инициативе уже давно отказалась от долевого строительства. Строит на собственные средства, продает готовое жилье, и все довольны. Правда, эти квартиры дороже. К тому же, сравниться с ТДСК, имеющей большие производственные мощности, которые позволяют организовать замкнутый цикл — от производства стройматериалов до готового объекта, может далеко не каждый. А уход с рынка более мелких, но не менее добросовестных и надежных игроков может действительно негативным образом сказаться на ценах на жилье.
Мне было интересно узнать, что думают о предложении Минстроя частные инвесторы, в интересах которых и должны работать поправки?
— Боюсь, что это не изменит ситуацию, — говорит Ирина Белова, которая два раза подряд попалась на удочку недобросовестных застройщиков и живет в квартире, которая до сих пор официально не оформлена в ее собственность. -Сейчас обманывают застройщики, потом будут обманывать банки. Кто может дать гарантию, что банк, в который мы вложим деньги на квартиру, не обанкротится или его не лишат лицензии? Такие истории на каждом шагу!
Пока предложенные Минстроем поправки не приняты, есть время и возможность их тщательно обсудить, взвесить все за и против. Впрочем, при всем неоднозначном отношении к очередным нововведениям, тюменские компании смотрят в будущее с оптимизмом.
— С каждым годом законодательство ужесточается, и девелоперы находят оптимальные пути развития, — говорит Татьяна Палецких. — Препятствия делают нас сильнее…