Односторонняя улица над логом
Улицу Чехова библиотекари и экскурсоводы сегодня включают в особенный список, который называется «Тюмень литературная».
Принцип понятен: в Тюмени более семисот улиц, переулков и проездов. Из них, по подсчетам наших краеведов, более четырех десятков получили имена людей, чьими усилиями развивалась русская, советская и даже иностранная литература. Можно было бы даже разработать маршрут и водить экскурсии.
Но экскурсий по улице, названной в честь признанного мастера слова и всемирно известного драматурга, никто не водит. Здесь нет ничего, что напоминало бы о Чехове. Ни гостиницы, в которой бы он останавливался весной 1890 года. Ни почтовой конторы, из которой отправил телеграмму в Таганрог. Ни даже мясной лавки, где писатель купил колбасы, а потом написал: «В Тюмени я купил себе на дорогу колбасы, но что за колбаса! Когда берешь кусок в рот, то во рту такой запах, как будто вошел в конюшню в тот самый момент, когда кучера снимают портянки; когда же начинаешь жевать, то такое чувство, как будто вцепился зубами в собачий хвост, опачканный в деготь. Тьфу».
НЕ ЧЕХОВСКИЙ СЮЖЕТ
Зато есть у улицы свои особенности и своя личная история с отдельными именами и сюжетами. Вот, например, один из них. Связан он с домом, которого сегодня на улице уже нет, и именем известного художника Александра Павловича Митинского.
На улице Чехова (тогда она носила название Туринская Над Логом) под номером 8 стоял когда-то особняк уважаемого в городе печатника Павла Митинского. Краеведы говорят, что приобретен в 1907 году: сохранилась купчая, засвидетельствованная известным тюменским нотариусом Албычевым. Хозяин дома работал по 12-14 часов в сутки в частных типографиях Брюханова и Глускина.
О том, как жила семья, к счастью, рассказывал Александр Митинский, и еще живут в Тюмени его ученики, которые помнят эти рассказы. Художник говорил, что семья его жила дружно. Его отец Павел Петрович пользовался в городе большим уважением. Он участвовал в уличных сценах французской борьбы, которую устраивали рабочие по вечерам на Малом городище.
Мать художника Евгения Александровна после Великой Отечественной войны подкармливала пленных немцев, которых привезли в Тюмень на работы. Она бросала им в окно картофель, а они в благодарность дарили ей германские открытки. Этим красивейшим, замечательно отпечатанным картинкам очень радовался ее муж, печатник.
А их сын Александр Митинский в прошлом веке был самым известным в городе учителем рисования и черчения, основателем Тюменского отделения Союза художников СССР. И, кстати, не только писал маслом большеформатные полотна, но и делал пейзажные зарисовки на маленьких листах бумаги — надеялся когда-нибудь напечатать с них открытки.
… Летели годы, обитателей родового гнезда Митинских становилось все меньше. В 2000 году в доме жила лишь Мария Павловна, сестра художника, ветеран войны. На фронте она была санитаркой поезда, получила контузию. Власти предоставили ей квартиру в доме на улице Горького, но она не уезжала из родительского дома, считала его важным для истории города.
5 апреля 2000 года случилась трагедия: из-за пожара в доме погибли три человека, среди них и Мария Павловна. Обгоревший дом снесли, он остался только на картине художника Митинского.
ОВРАГ В СОСЕДЯХ
… Пожар жители улицы Чехова помнят до сих пор. Правда, с тех пор случились и другие пожары, не стало, например, дома N 9 -пустырь на его месте. Так что местные жители даты путают, но слизнувший деревянные строения огонь не забывают.
— Нет, Митинских не помню, хотя давно тут живу, — говорит хозяин дома N 7. — Да и дома N 8 тут быть не могло, улица же односторонняя, здесь номера только нечетные. А, подождите, вспомнил! Был восьмой дом, был! Но стоял не здесь, а при въезде на улицу. Действительно — на другой стороне, где овраг еще не начинается. Там потом даже новый дом двухэтажный ставили, но теперь почему-то разобрали.
Вообще, заметно, что эта односторонняя улица больше соответствует своему прежнему названию -Туринская Над Логом, которое сменилось на новое в 1939 году. В ней так много от Малого городища -еще одного наименования, которое сегодня стало, скорее, историческим. На Малом городище мало что меняется: из года в год цветут китайские розы и ноготки в палисадниках, все также дымят трубы, украшенные жестяными узорчатыми дымниками. Во дворах лают собаки, некоторые даже бегают по улице, пугая чужаков. Разве что припаркованных на обочине дороги автомобилей стало больше.
Серьезным переменам на улице Чехова мешает овраг, или лог. Сосед он довольно беспокойный. Глубокий, летом буйно заросший травой, кустарником и даже деревьями. На дне журчит мутная вода, протекая сквозь груды строительного и хозяйственного мусора. Ступать по краю, впрочем, на протяжении почти всей улицы Чехова не приходится — овраг от проезжей части отгораживают заборы, небольшие огороды с огурцами, малиной и картофелем. Только после дома N 7 дорога обрывается: ее закупоривают бетонные блоки, и дальше, почти на самом краю обрыва, петляет лишь неуверенная тропинка, по которой лихо бегают мальчишки.
Тропинка ведет к относительно новому кирпичному зданию с крестом на крыше и небольшими колокольчиками под козырьком крыльца — то ли часовенка, то ли молитвенный дом, стоящий так близко к обрыву, что того и гляди, сползет в него.
В этом месте улица Чехова заканчивается. Здесь отчетливей всего видны попытки укрепить откос: груды битого кирпича в этом месте сваливали не раз. Однако официально что-либо ссыпать в овраг запрещено, об этом предупреждает табличка. Местные рассказывают, что год от года стенки лога «ползут», овраг расширяется. Происходит это в основном во время таяния снега: медленно, почти незаметно. Надо тут жить, чтобы видеть, как это бывает.
Но переезжает с улицы Чехова только молодежь, покупающая в новостройках квартиры. Старики, как 15 лет назад сестра художника Митинского Мария Павловна, предпочитают оставаться на месте. И лога они не боятся: привыкли к нему за много лет так же, как друг к другу.
***
фото: Улица Чехова сегодня;Крыльцо с колокольчиками;Особняк на картине Александра Митинского.