Если на полке стоит книга, ее должны прочитать
Виталий Романов — владелец оружейного и букинистического магазинов. О первом слышали многие, о втором знают единицы.
Главное детище Виталия Васильевича — оружейный магазин «Багира», а «Букинистическая книга» — это лишь небольшой его отдел. Раньше оба магазина находились в ДК «Строитель», сегодня — по адресу Водопроводная, 40.
— Как сложилось такое близкое соседство, казалось бы, несовместимого: оружия и книги?
— Дело в том, что букинистический отдел — это некоммерческое предприятие, — отвечает Виталий Романов. — Тот, кто занимается бизнесом, должен, на мой взгляд, участвовать в каких-либо социальных программах. Я выбрал для себя помощь читающим людям старшего поколения, которые не могут приобрести новые книги…
— Но в магазин часто заходит и молодежь… — перебивает Виталия Васильевича его помощница.
Я киваю ей в знак согласия. Книги в букинистическом отделе — от бульварных романов до собрания сочинений Шекспира — стоят совсем немного. Приобретенные мною четыре тома Мережковского обошлись в 350 рублей.
— По моему мнению, все, что творится в постсоветский период с книгами и чтением, убивает нашу интеллигентность, — продолжает хозяин. — Безусловно, существует прослойка образованных людей, но не такая уж большая. Есть ребята, приходят к нам: «Так, нужен Лев Николаевич, Федор Михайлович и т.д.» Книги выбирают не по корешкам, а по содержанию. С другой стороны, кафе взяло у нас несколько тысяч книг — не для чтения, конечно, для интерьера.
— Однако про вас даже книголюбы не все знают.
— Информация есть: в «2ГИСе», например. Но обширной рекламной деятельностью мы не занимаемся. В городе было много попыток запустить букинистическую лавку, но все они проваливались, потому что предприниматели были заряжены на коммерческий успех. А в этом направлении коммерческого успеха не будет.
По мнению Виталия Васильевича, тюменский образ жизни не способствует успеху антикварных магазинов в городе.
— Культура антиквариата и коллекционирования сосредоточена чаще в крупных городах, — говорит он. — И формируется она, прежде всего, в семье. А Тюмень — город приезжих, у нас дети ничего не берут с собой из родительских домов.
На вопрос, как в его лавке появляются раритеты, Виталий Васильевич печально улыбается:
— Не секрет, что люди умирают. И вот книжное богатство, которое коллекционер копил всю жизнь, переходит к его потомкам, многим из которых эти тома не нужны. Ну, слава богу, у них хотя бы есть понимание, что выбрасывать книги — грех. Приносят нам. За это мы платим небольшую сумму.
— Сколько лет существует букинистический отдел?
— Лет 20, если считать с той дамочки. Поначалу, пока не использовали по назначению одно из наших помещений, мы сдавали его в аренду. И вот с одной дамочкой заключили договор: она открыла пункт приема книг и насобирала от населения около 12 тысяч томов. Кому-то платила, кому-то нет. А за аренду, тем временем, рассчитываться совсем перестала, долги ее росли. Мы поставили ее перед выбором: «Плати или пойдем в суд». На что она ответила: «Вон, книг-то у меня много, давайте ими и рассчитаюсь». Долг, конечно, закрыла не весь, зато книги ушли на наш склад.
Через некоторое время Виталий Васильевич открыл собственный отдел, решив, что на складе литература пропадать не должна. Кстати, та дамочка и ее дочь, по рассказу Виталия Васильевича, оказались аферистками, получили срок.
— У вас есть любимая книга?
— Любимых нет. Есть такие, которые запоминаются, но не только из-за содержания. Когда мне было лет десять, подарили книгу «Дети капитана Гранта». Представьте, издание 50-х годов, в шикарной обложке, с роскошными иллюстрациями. Она сохранилась до сих пор.
В личной библиотеке Виталия Владимировича несколько тысяч книг. Есть даже издания XIX века. Однако, по его словам, специально он их не собирает:
— Только если интересная книга плывет мимо меня, то я ее обязательно выхвачу, — смеясь, говорит он.
***
фото: Виталий Романов и его сокровища.