Нефтегазовый вуз не для неженок
В понедельник станут известны результаты первой волны зачисления на бюджетные места в вузы. Следующий приказ, по которому будет распределено еще 20 процентов мест на бесплатное обучение, выйдет в конце недели. И мы продолжаем разговор об особенностях нынешней приемной кампании с руководителями высших учебных заведений Тюменской области.
Слово ректору нефтегазового университета Олегу Новоселову.
— Олег Александрович, вы только вступили в должность и сразу занялись решением хозяйственных и организационных вопросов. Наверное, некогда было следить за ходом приемной кампании?
— Нет, почему же. Приемная кампания — это ключевое и актуальное направление для университета. Как мы сейчас подготовим сани, так и въедем в учебный год. Не сбавляем обороты, наоборот, даже активизировались. Ведем профориентационную работу. Запустили школу инженерного резерва: пусть это пока локальный проект на базе 40-й школы, но мы его будем тиражировать. Проект робототехники — тоже пример профориентационной работы. С 1 по 10 августа в Тюмени пройдет всероссийская олимпиада юных геологов. Впервые наш город принимает столь значимое мероприятие, также направленное на профессиональную ориентацию. В нем участвует не только нефтегазовый университет, организатором олимпиады выступает правительство области. Такая системная работа ведется круглогодично. А летний период — это взгляд на себя изнутри. Чтобы в дальнейшем внести коррективы и стать еще немного лучше.
— Как вы оцениваете нынешнюю приемную кампанию?
— Для абитуриентов, я считаю, сделан шаг вперед. Зачисление в два этапа — это определенный маневр, дополнительная возможность поступить в тот ведущий инженерный вуз, в который они мечтали поступить.
— Долгое время преподаватели высших учебных заведений жаловались на низкий уровень подготовленности абитуриентов по математике и физике. Вузы даже взялись сами обучать школьников этим предметам. При ТюмГУ работает гимназия, при нефтегазовом университете — лицей. Дает это результаты? Повысился ли интерес школьников к инженерным специальностям?
— Мы живем в индустриальном регионе, и инженерное образование здесь вообще в приоритете. В Тюменской области складывается, я бы сказал, уникальная образовательная модель. Думаю, не открою секрета, если скажу, что наш губернатор встречался с министром образования Ливановым, чтобы обсудить вопросы образовательной среды в регионе. Основные задачи — это профилизация, повышение качества образования, в том числе школьного. Да, вы правы, был этап, когда профессора вузов жаловались на качество подготовки выпускников школ, но прошло время жаловаться, надо совместно действовать. И сейчас эта система начала работать. Говорить о том, что математика и физика уже стали суперпопулярными, пока рано, но поезд тронулся. Мы видим, что ментальность школьников меняется, они прагматично подходят к изучению базовых дисциплин, понимают, что от этого зависит их будущее. Я бы сказал, дети повзрослели.
— Выбирая будущую профессию, старшеклассники думают и о том, куда пойдут работать после вуза. Ваш университет сотрудничает со многими ведущими нефтегазовыми компаниями, с какими из них заключены трехсторонние договоры на подготовку молодых специалистов? И сколько в этом году таких целевых мест?
— Мы заключаем договоры с муниципальными районами на трудоустройство наших выпускников. Есть договоры и с предприятиями — нашими давними партнерами: «Газпромом», «РН-Уватнефтегазом», «Транснефтью»… Не буду перечислять все, скажу только, что это ведущие компании, работающие в нашем регионе. В этом году у нас 131 целевое место — три процента от общего количества бюджетных мест. Цифры на уровне прошлого года. На протяжении трех лет мы принимаем порядка трех тысяч абитуриентов на бюджетные места.
— Интересно, к вам в этом году тоже пришло больше абитуриентов, чем в прошлом? Спрашиваю, потому что это ведь некий парадокс: статистика утверждает, что мы находимся в демографической яме, школы дают все меньше выпускников, и при этом, как утверждают ректоры тюменских вузов, количество поступающих в высшие учебные заведения растет?
— Не могу не согласиться с коллегами — это факт. На очную форму обучения в нефтегазовом университете подано более 28 тысяч заявлений, это почти на полторы тысячи больше, чем в прошлом году. На заочную — три тысячи восемьсот, что тоже больше процентов на десять. При этом увеличилось количество абитуриентов, которые приносят оригиналы документов, причем на ранней стадии. То есть ребята сознательно выбирают именно наш университет, это приятно. И еще раз подтверждает, что приоритеты меняются в сторону инженерно-технического образования.
— Говоря о приемной кампании, нельзя не сказать, что тюменские университеты привлекают внимание не только российских абитуриентов. К нам едут и из дальнего зарубежья. Для чего, к примеру, китайцам российское образование, и какой интерес нефтегазовому университету обучать иностранных студентов?
— Начну отвечать с последней части вопроса. Все высшие учебные заведения стремятся войти в перечень статусных вузов Российской Федерации. Идет оптимизация сети высших учебных заведений. Выживут только сильнейшие. В связи с этим происходят различные реорганизации, присоединения. В 2016 году в рамках федеральной целевой программы развития образования будет сформирован пул опорных региональных вузов России. Есть еще рабочее название: «Ведущие инженерные вузы России». По параметрам этот статус смотрит прямо на нас. Наш университет достаточно сильный. У нас есть и желание, и амбиции войти в число лучших. Не ради вывески, а потому что уверены в своем потенциале.
Для зарубежных студентов очень важен статус и рейтинг учебного заведения. А этот рейтинг зависит не только от востребованности внутри страны, но и от востребованности абитуриентами из ближнего и дальнего зарубежья. И что здесь впереди: яйцо или курица — неизвестно. Но очевидно, что интерес у нас взаимный. В этом году Нефтегаз примет порядка 9 тысяч первокурсников. Из них почти 500 студентов из ближнего и дальнего зарубежья.
— Олег Александрович, а если бы сегодня вы были абитуриентом и выбирали вуз, выбрали бы нефтегаз?
— Безусловно! Неужели кто-то из ректоров ответит иначе?
— Почему не столичный, к примеру, МГТУ им. Баумана?
— Я настолько уверен в профессионализме нашего коллектива. Это те традиции, тот корпоративный дух, те связи с предприятиями отрасли, которые работают непосредственно здесь. Западносибирская нефтегазоносная провинция — одна из самых больших в мире. Здесь представлены все ведущие мировые компании -вертикально-интегрированные, частные. Здесь был приобретен самый первый опыт добычи полезных ископаемых в суровых климатических условиях. Здесь нет неженок, здесь закаляется характер. Все это говорит о том, что если хочешь стать нефтяником или инженером, близким к нефтегазовой отрасли, то поступать надо, несомненно, в Тюменский нефтегазовый университет. Альтернатив ему — не так много.
***
фото: Ректор ТюмГНГУ Олег Новоселов.