Азартные игры с законом
Предполагалось что с появлением в Уголовном кодексе новой статьи 171.2, которая распространяется на всех устроителей азартных игр независимо от их дохода, игорный бизнес поприжмет хвост. Однако сотрудники тюменских правоохранительных органов практически каждый месяц берут очередной подпольный клуб, а то и не один.
Предполагаю, что многих горожан удивит эта статистика: мол, мы в одном только нашем районе с ходу насчитаем пять-шесть таких клубов: бери не хочу хоть каждый день!
Ситуацию проясняет заместитель руководителя регионального управления СКР полковник юстиции Ахмед Асхабов. По его словам, выявлению игорного клуба и его организаторов, как правило, предшествует большая оперативная работа во взаимодействии с органами полиции. Только лишь по анонимному обращению некоего гражданина врываться в подозрительный подвальчик никто не будет — это может оказаться пустой тратой служебного времени и сил. Так что любое обращение сначала прорабатывается: у стражей правопорядка для этого есть агентурная сетка и свои источники оперативной информации. Увы, но есть и каналы утечки этой информации.
— Именно поэтому мы стараемся свести к минимуму обсуждение предстоящей спецоперации между сотрудниками ведомств, — рассказывает Ахмед Асхабов.
Тем не менее, случаются огорчения. Один раз, например, полицейские и следователи застали в помещении предполагаемого клуба выпотрошенные автоматы — внутренностей, которые можно было бы отправить на экспертизу, не оказалось. Сейчас уже трудно сказать, была ли это спланированная акция перед посещением стражей правопорядка либо хозяева игорного бизнеса самостоятельно одумались и решили свернуться добровольно.
Хотя из прибыльного дела мало кто уходит по доброй воле. Некоторых не останавливает даже серьезное наказание.
— На самом деле, насколько я знаю, даже до изменений в законодательстве мировые суды выносили большие штрафы по административным делам об организации игорного бизнеса, — говорит Ахмед Магомедович. — Были и уголовные дела, когда удавалось доказать, что доход от нелегального бизнеса на момент проверки составил полтора миллиона рублей и выше.
Так было, например, с 35-летним жителем Тобольска Валерием Казаком, который установил в помещении сауны покерный стол. Он умудрился попасть под уголовную ответственность даже в условиях прежнего, довольно мягкого законодательства: сотрудники правоохранительных органов доказали, что его прибыль с июля по октябрь 2014 года составила более четырех миллионов рублей. Завели уголовное дело. Однако, будучи уже под следствием, Казак взялся за прежнее. В феврале 2015-го у него опять изъяли стол и добавили к уже имеющемуся уголовному делу еще один эпизод. В апреле Тобольский городской суд назначил Казаку 240 часов обязательных работ. После вступления приговора в силу прокуратура предъявила к осужденному иск о взыскании в пользу государства дохода, полученного от его незаконной деятельности.
— И, все-таки, заметны какие-нибудь изменения в этом направлении после ужесточения закона? — спрашиваю я у полковника Асхабова.
— Бизнес этот, конечно, никуда не исчезнет в одночасье. Заметно, в первую очередь, что организаторы азартных игр ищут новое прикрытие. Например, квартиры жилых домов, где они устанавливают покерные столы и автоматы. Считают, что жилище неприкасаемое, и в него не могут попасть сотрудники правоохранительных органов.
Тем не менее, за последнее время они попали уже в несколько таких домашних казино. Например, в апреле следователи изъяли из квартиры на третьем этаже дома, расположенного на улице 50 лет Октября, 11 игровых автоматов. Возбуждено уголовное дело.
— А реклама у таких доморощенных клубов — сарафанное радио?
— У каждого клуба есть своя клиентская база — администраторы рассылают смс-сообщения с адресом и информацией о том, когда будет проводится игра, если речь идет о покерном клубе. Люди приходят в назначенное время. А что касается автоматов, то игроки могут сидеть за ними целыми сутками, вне зависимости от дня недели.
— Так может, пусть и сидят — свои же деньги проигрывают.
— Да не только свои. Знаете, сколько писем в нашу интернет-приемную приходит, над которыми и слезу пролить можно. В основном пишут женщины: «Спасите моего сына, мужа. Детям нечего есть… Выносит все деньги из семьи.» За каждым частным случаем — трагедия. И если, скажем, в покерный клуб пойдет не каждый, а только тот, кто умеет играть, то в автоматы может проиграться кто угодно.
Ну, и не могла я не задать вопрос, от которого — по моим наблюдениям — в глазах любого сотрудника любой правоохранительной системы появляется бесконечная тоска, — о так называемой государственной лотерее «Победа», чьи филиалы раскиданы по всей стране и на взгляд обывателя представляют собой не что иное, как игорный клуб.
— Однако их деятельность была признана судом законной, а оборудование — легальным, — Ахмед Асхабов дает ответ, который я уже не единожды слышала.
В частности, когда собирала информацию о скандальном — с точки зрения любого нормального человека, деле, когда ООО «Фаворит Плюс», представляющее в 2014 году в Тюмени «Победу», предъявило иск Российской Федерации в лице МВД России. Организация требовала возмещение убытков в размере около 900 тысяч рублей — за то, что тюменские полицейские изъяли из «Победы» на экспертизу оборудование. Суд первой инстанции этот иск. удовлетворил. Апелляционная и кассационная инстанции арбитражного суда — тоже. Получается, полиция осталась еще и должна.
А что «Победа»? На ее официальном сайте все очень радужно. Первое, что бросается в глаза -патриотический лозунг: «Выигрываешь ты. Выигрывает армия. Выигрывает Россия». Насколько известно, «все целевые отчисления от проведения лотерей «Победа» направляются на поддержку российской армии; в частности, на реализацию стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной постановлением Коллегии Министерства обороны Российской Федерации».
Примечательно, что все на том же сайте опубликовано официальное заявление о том, что 10 июня 2015 истекает срок государственного контракта на проведение всероссийских государственных лотерей «Победа». Правда, есть и уточнение мелким шрифтом: «С 07 июля 2015 г. ООО «Государственные лотереи «Победа» именуется ООО «ИНФИНГРУПП». В связи с изменением наименования изменены печать, штампы и фирменный бланк общества. Остальные реквизиты общества, в том числе ОГРН, ИНН, а также банковские реквизиты, остались без изменений».
Значит ли это, что вскоре «Победа» (видела, что некоторые ее офисы в городе сейчас закрыты) возродится под другим названием?