Инженер — творческая профессия
Вчера в вузах завершился прием документов на бюджетное обучение. Подводить итоги кампании пока рано. А вот проанализировать ее положительные и отрицательные стороны уже можно.
Сегодня вопросы мы адресуем ректору Тюменского архитектурно-строительного университета Александру Набокову.
— Александр Валерьевич, чем порадовала нынешняя приемная кампания или, возможно, огорчила?
— Лично я ничего отрицательного пока не вижу. А радует, в первую очередь то, что в наш университет документы подают ребята с баллами по ЕГЭ выше, чем год назад. Окончательная картина станет известна к 7-8 августа, но уже сейчас видно, что проходные баллы по всем специальностям высокие.
Мне приятно также, что наш вуз позволяет абитуриентам получить дополнительные баллы по результатам школьного сочинения, которое они писали в декабре. Мы это сочинение сами проверяем и оцениваем — от нуля до десяти. В этом году все вузы, учитывая персональные достижения абитуриентов, могут добавлять им до десяти баллов, а у нас таким образом можно получить двадцать дополнительных баллов. Это касается медалистов, победителей предметных олимпиад, спортсменов. Я считаю такой подход правильным. Если подростки активно участвовали в школьной жизни, занимались спортом, творчеством — они это заслужили.
Еще один положительный момент в том, что министерство разбило поступление на два этапа. На первом распределяются 80 процентов бюджетных мест. Приказ будет 4 августа. А оставшиеся 20 процентов будут распределены во время второй волны — до 8 августа. Это дает шанс получить высшее образованием ребятам, которые, к примеру, имеют высокие баллы по ЕГЭ и претендовали на бюджетные места, но не смогли пройти по конкурсу. У нас есть специальность «строительство уникальных зданий и сооружений». Проходной балл на нее 250 из 300 возможных. Желающих туда поступить — 46 человек, а мест — только одиннадцать. Раньше, даже имея 240 баллов — шикарный результат для любого вуза, абитуриент, отдавший оригиналы документов на эту специальность, не прошел бы по конкурсу и лишился возможности учиться бесплатно. Сейчас, если он не пройдет на первой волне, то еще успеет отдать документы на другое направление или в другой вуз на какое-то из оставшихся 20 процентов бюджетных мест.
— Количество этих мест в ТюмГАСУ не изменилось?
— В этом году их 1155, что на 339 больше, чем было в прошлом.
— А на будущий год уже известно количество?
— Мы получили предварительные данные о бюджетных местах, там идет небольшое снижение: нам выделено примерно на 200 мест меньше, чем в этом году.
— Существует ли в вашем вузе такое понятие, как целевой набор? С какими предприятиями заключили в этом году договоры?
— Договорники у нас есть. Ситуация с ними разная. Где-то заказчиками являются родители. Потому что если поступать к нам на экономику, то, даже имея триста баллов по ЕГЭ, все равно поступишь только на договорную форму: бюджета нет. Предприятия заключают трехсторонние договоры на подготовку специалистов. Как правило, это строительные компании и проектные организации. В основном тюменские.
— Объясните, пожалуйста, для чего абитуриенту идти на экономический факультет в ваш университет, где обучение к тому же только на платной основе? Ведь есть профильные финансово-экономические вузы.
— Существуют макроэкономика и отраслевая экономика. Получив стандартное экономическое образование, ты ничего не знаешь о строительстве. Что такое строительные сметы, что собой представляет тот или иной строительный материал, что такое двутавр? Для человека, далекого от строительства, это слово выглядит ругательным. Но, если экономист не знает даже, что такое двутавр, то ему нечего делать на стройке.
Раньше, когда мы готовили специалистов, все понятно было, сейчас будем переходить на новую схему: бакалавриат — магистратура. Первая ступень — это база. А магистратура должна давать отраслевую подготовку.
— Сейчас идет профилизация вузов, вас она коснулась? Возможно, пришлось отказаться от каких-то непрофильных направлений?
— Строительство — всеобъемлющая отрасль. Это не только строители, архитекторы, проектировщики. Но и экономисты, бухгалтеры, геодезисты, геологи, экологи — все они должны иметь профильное образование.
В ноябре прошлого года мы открыли при университете институт дополнительного профессионального образования. Это программы повышения квалификации. Наши студенты, обучаясь на бакалавра по специальности «промышленное и гражданское проектирование», параллельно могут получить диплом дополнительного образования, к примеру, по специальности «геодезия в строительстве». То есть он уже не просто инженер ПГС, но и геодезист.
— Это платное обучение?
— Платное. Там бюджетных мест нет.
— Пользуются ваши студенты такой возможностью?
— Пользуются. Но не все, к сожалению, понимают ее преимущества во время учебы — только когда выходят на рынок. А это же время. К примеру, по программе «Переводчик в сфере профессиональных коммуникаций» обучаются три с половиной года. Вряд ли после окончания университета у молодого специалиста будет время, чтобы вернуться в вуз и получить это дополнительное образование.
— Сколько в вашем университете магистерских программ?
— Четырнадцать — столько же, сколько направлений бакалавриата. Всего у нас шестнадцать направлений подготовки, но по двум остался специалитет. Это «строительство уникальных зданий и сооружений», где обучение рассчитано на шесть лет, и «строительство, эксплуатация, восстановление, техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей» — по пятилетней программе. На этих направлениях мы готовим классических инженеров. И на них у нас самый высокий конкурс.
— Если бы сегодня вы были абитуриентом, то выбрали ТюмГАСУ или предпочли бы какой-то другой вуз?
— Выбрал бы свой. В наше время было труднее учиться. Не было компьютеров и Интернета. Все от руки, ватманы, карандаши, рамочки, черчение… Информацию можно было черпать только из книг и учебников. Сейчас — масса источников. Но при этом многие студенты разучились думать самостоятельно. В рамках учебного времени есть аудиторная нагрузка и самостоятельная работа студентов: нужно взять книгу, найти нужную информацию, изучить ее. А многие используют это время для отдыха. Нас учили мыслить. Не просто заучивать схемы, а искать, сопоставлять, анализировать. У меня дома сохранилась отличная библиотека — по всем строительным направлениям. И я действительно думаю о том, чтобы получить дополнительное образование в нашем вузе.
***
фото: Александр Набоков.