X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Если бы «Стена памяти» могла говорить

Бессмертный полк, который 9 мая с помощью телеэкранов шел через наши сердца и память, был потрясающим зрелищем. Без преувеличения — бесконечные ряды безмолвных портретов солдат Великой войны. Но почему же, собственно говоря, они — безмолвные? Они бы рассказали, если бы мы захотели и сумели их спросить.

Четвертый месяц на первой странице каждого номера «Тюменского курьера» печатаются три солдатских портрета. Скупой формат: фотография, желательно, «тех» лет, около килобайта текста. Даты жизни, место рождения, где воевал, какими орденами и медалями награжден. Номер за номером, уже двести портретов, двести судеб — счастливых, если солдат вернулся. Печальных, если пал в бою. Трагических, если пропал без вести, и карточка, напечатанная на газетной странице, едва ли не единственное напоминание о том, что этот человек — был на земле.

ДОРОГУ О СИЛИТ ИДУЩИЙ

Каждой публикации «Стены памяти» в нашей газете предшествуют кропотливые, а нередко очень продолжительные поиски информации. Не каждый из героев заметки отмечен наградами, чтобы можно было найти сведения о нем на замечательном новом сайте «Подвиг народа» . Не каждого погибшего, даже в наступательных боях, успевали внести в Именные списки безвозвратных потерь. Не каждое имя ротный писарь сумел точно перенести на бумагу. Не каждую залитую кровью красноармейскую книжку смогла правильно прочитать сотрудница полевого госпиталя. И все же — дорогу осилит идущий. Немного опыта, чуточку везения, внезапно вспыхнувшая счастливая мысль.

Вот один такой пример. Ищем младшего лейтенанта, пилота-штурмовика Ил-2 Александра Кармацкого, уроженца Аромашевского района. В книге «Память» записано просто — погиб. В Именном списке потерь 7-й воздушной армии — чуть побольше: «27.09.43 не вернулся с боевого задания». Опустим промежуточные стадии розыска, которые ничего не принесли. Отчаявшись, обратимся к воспоминаниям тех, кто воевал в небе Заполярья. И в книге «Асы Арктики» найдем описание вылета 27.09.43 г. двух четверок Ил-2 17-го ШАП на бомбежку вражеского аэродрома. Читаем: «. второй четверке повезло меньше. Три самолета не вернулись на базу.» Среди сбитых — младший лейтенант Кармацкий. Вот и ответ на немые вопросы: что, где, когда.

Но вернемся к теме. Что могут рассказать о наших земляках обнаруженные и сведенные воедино сведения? Они могут рассказать о многом.

О том, что не вернувшийся с войны Гаврил Малыхин, химик взвода химзащиты 181 Сталинградской дивизии, был награжден медалью «За отвагу» — за то, что под сильным огнем противника поставил на пути наступающей немецкой пехоты 70 мин. О том, что скромный начальник пожарной части сетевязальной фабрики Александр Малахов был награжден двумя орденами Славы, орденом Красной звезды и медалью «За отвагу». О том, что работница передвижной механизированной колонны из поселка Мелиораторов Мария Ожогова (Хомутцова) была ефрейтором, стрелком по вооружению в 565-м штурмовом авиационном полку и «обеспечила 140 успешных боевых вылетов». О том, что лейтенант танковых войск Петр Коротаев трижды горел в танке, но вернулся и стал вузовским преподавателем истории. О том, что младшего сержанта Чумаченко (по другим сведениям, он — Чумаченков) за отлично действующую связь в ходе прорыва 6-м артиллерийским корпусом РГК немецкой обороны в Померании представили к медали «За боевые заслуги», а командир корпуса генерал Рожанский собственноручно исправил красным карандашом наградной лист и написал «орден Красной звезды».

И опять ловлю себя на том, что все бегло, неполно, отрывочно. Хотя так хотелось бы рассказать о каждом из двухсот. А ведь еще пять месяцев семидесятого года Победы впереди, и кто знает, что нам предстоит узнать?

ИСТОРИЯ КАПИТАНА КУЛИКОВА

Мы знаем об этом человек и много, и мало. Что-то предполагаем, о чем-то догадываемся. Что-то надеемся узнать от его дочери Людмилы, она, по нашим сведениям, живет в селе Бердюжье.

Правда, расхождения обнаруживаются в самом начале. Во всех военных документах, которые мы читали, называется год рождения — 1922-й. А служба ЗАГС настаивает: 1923. Остается предположить, что Виктор Куликов, родившийся в с. Поло-Заозерье, просто-напросто прибавил себе год. И ушел в армию в декабре 1941-го. Хорошо воевал: четыре боевых ордена и медали. Ушел мальчиком, вернулся гвардии капитаном. Возможно, где-то, еще не обнаруженный нами, прячется ускоренный выпуск военного училища (с декабря 1941-го до октября 1942-го). Потому что в первом же документе, с которым нам предстоит познакомиться, мы читаем: гвардии лейтенант, командир огневого взвода 45-мм пушек.

Лейтенант не только храбро, но и грамотно действует:

«… умело руководя взводом, продвигая свои орудия в боевых порядках наступающих подразделений, подавляя огневые точки противника, обеспечивая продвижение нашей пехоты. В ходе боя, когда вышел из строя наводчик орудия, тов. Куликов, командуя орудием и лично наводя, метким огнем подавил 2 огневые точки противника, оказывавшие упорное сопротивление нашим подразделениям…» (из наградного листа от 11 сентября 1943 года).

Командир полка представил лейтенанта, ни разу не раненного, ни разу не награжденного, к медали «За боевые заслуги». Однако командир 25-й Краснознаменной, гвардии полковник Герой Советского Союза Билютин посчитал, что факт достоин более высокой награды — медали «За отвагу».

Проходит еще сто дней войны. Наш лейтенант уже командир батареи 76-мм пушек. И

«… никакие опасности, ураганные обстрелы противника не мешают т. Куликову выполнять приказы вышестоящих начальников и командиров. За время боев с 26.10.43 (возможно, это дата назначения комбатом?) батарея тов. Куликова подбила один танк, подавила огонь минбатареи противника, уничтожила дзот, три пулеметные точки и до 100 гитлеровцев. За умелые действия в борьбе с немецкими захватчиками тов. Куликов достоин правительственной награды орден «Красная звезда» (из наградного листа от 26 декабря 1943 года).

С командира батареи другой спрос. Он не становится вместо наводчика к прицелу пушки. Хотя…

«… за время пребывания в 81-м гв. сп на должности командира батареи т. Куликов показал себя дисциплинированным, смелым, волевым командиром, не знающим страха в борьбе с немецкими захватчиками Умело сколотил взвода и расчеты на успешное выполнение заданий командования. В последних боях с 24 по 30.01.44 батарея т. Куликова уничтожила 2 малокалиберные автоматические пушки одну автомашину, отбила 5 контратак противника и до 120 гитлеровцев.» (из наградного листа на представление к ордену Отечественной войны II ст., февраль 1944 г.).

В эти же дни лейтенант легко ранен, но из части не ушел.

Весна сорок четвертого года принесла нашему герою третью звездочку на офицерский погон. Он — старший лейтенант, наступление продолжается, батарея Куликова, как и прежде, «на прямой наводке».

«… за период последних наступательных боев батарея двигалась непосредственно в боевых порядках пехоты, обеспечивая быстрое продвижение наших подразделений, разбила два наблюдательных пункта, 5 огневых точек, 4 автомашины и истребила до 60 солдат и офицеров противника…» (из наградного листа от 22 апреля 1944 года на представление к ордену Красной звезды).

Весна 45 года, 25-я дивизия сражается в Венгрии. Штурмует Будапешт, столицу хортистской союзницы Германии. Конец войны очевиден, но сопротивление врага не ослабевает.

«… в боях по уничтожению окруженной группировки противника в г. Будапешт с 10.01.45 по 16.02.45 тов. Куликов (он уже гвардии капитан — Р.Г.) в сложных условиях уличных боев в большом городе, в тесном взаимодействии с пехотой, с максимально близкой дистанции прямой наводкой разбивал дома, превращенные немцами в сильные узлы сопротивления. В течение всего периода боев по овладению Будапештом его батарея уничтожила свыше 30 огневых точек противника, 5 неприятельских орудий, истребила до 150 гитлеровцев. Расчетами батареи захвачено в плен 85 немецко-венгерских солдат и офицеров… Достоин правительственной награды — ордена Суворова 3 степени» (из наградного листа от 22 февраля 1945 г.).

Однако в штабе дивизии предложение командира полка, уже четвертого в этих документах, изменили. Четвертый орден на груди капитана Куликова — орден Александра Невского. Тоже полководческий.

Вот и все, что мы смогли вам рассказать, прочитав наградные листы нашего земляка Виктора Александровича Куликова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта