«Тюменьстальмост» глядит вперед
Кран-балки в цехах завода «Тюменьстальмост» сверкают суровым лозунгом-предупреждением такого содержания: кто сегодня не захочет упорно выполнять свою работу, завтра будет искать новую. Пока работы у предприятия хватает.
На складе лежат готовые металлоконструкции для седьмого и восьмого съездов развязки на улице Монтажников. Около трех тысяч тонн «Тюменьстальмост» поставил на строительство моста через Туру в районе Лесобазы, а к августу планирует отгрузить оставшиеся 1300 тонн.
Предприятие держит руку на пульсе всех тюменских развязок, строительство которых начнется в ближайшее время, говорит главный инженер Виталий Андреев. В частности, на экспертизе находится проект развязки по улице Мельникайте, для которого потребуется около шести тысяч тонн металлоконструкций. «Тюменьстальмост» намерен участвовать в проекте.
— С какими нюансами сейчас приходится сталкиваться в тюменском мостостроении?
— Нюанс такой: ни у кого нет наличных денег, — отвечает Андреев. — Впрочем, так сейчас работают все. Жизнь не ставит простых задач. Выживаем, в объемах не падаем — даже растем. Вы же видите, как динамично в Тюмени развивается строительство, какими высокими темпами оно идет. Это тоже тенденция: сегодня нет этаких длинных проектов. Если раньше мостоотряды монтировали 500-600 тонн в месяц, сейчас — по две тысячи.
У «Тюменьстальмоста» много проектов и за пределами области. Заключают договор по Байкало-Амурской магистрали: до конца года завод отдаст на БАМ около двух с половиной тысяч металлоконструкций. На мост через Лену отгрузили 1700 тонн. Но самый крупный и основной заказчик -Казахстан. Объем поставок за весь 2015 год составит 22500 тонн продукции.
— Кривая нашей работы на казахстанском рынке в течение последних трех лет постоянно идет вверх, — рассказывает Андреев. -Заходили мы с тремя тысячами конструкций в год, теперь их в разы больше. В перспективе рассматриваем еще несколько интересных проектов. В целом, планируем, что этот год станет для нас рекордным по объему выпускаемой продукции. Делаем для этого все возможное. Портфель заказов на 2015 год уже сверстан. А вот на 2016-й всех объемов пока не видим: потенциальные заказы есть, но контрактов нет даже на первый квартал. На сегодня это не проблема, а вот в ноябре такое положение недопустимо…
— То есть, кризис по вам пока не ударил?
— Мостовики проходят кризис по такой тенденции: последними в него заходят и последними выходят. Очень надеемся, что кризис закончится до того, как мы в него войдем, -улыбается Андреев. — Наверное, если бы мы работали только на российском рынке, ситуация была бы не очень хорошей.
Не прибегает завод и к сокращениям работников основного производства — наоборот, принимает новых. В том числе практикантов. Сейчас в отделе техконтроля трудятся 15 студентов, и десять из них на время практики стали полноценными работниками предприятия. Оплату они получают по самому низкому рабочему разряду, но зато — усваивают полезную информацию и погружаются в производственную среду.
— У нас хорошие отношения с нефтегазовым университетом, тем более что я сам его закончил. Регулярно берем студентов на практику и приветствуем их желание устроиться на работу, а не просто ходить вольным слушателем. Я езжу в университет, узнаю, какие у практикантов остались ощущения от «Тюменьстальмоста». Оценки у всех положительные, отмечают, что узнали много нового.
— Эти студенты после окончания вуза приходят к вам на работу?
— Конечно, хочется, чтобы они возвращались. Но немногие люди, получившие высшее образование, захотят пойти в цех контролером. Все-таки мы живем в не самом дешевом регионе, и зарплатные требования у молодежи высокие. Хотя, при всем моем уважении к нашему высшему образованию, для предприятия они пока ничего не представляют — это пластилин, из которого надо слепить специалиста.
Чтобы не искать завтра новую работу, нужно усердно трудиться сегодня. Чтобы держаться на плаву, нужно освежать производство. По словам Андреева, новинки внедряются постоянно, так как проекты мостов индивидуальны, и при каждом крупном заказе производство, по сути, перестраивается. Правда, тюменских мостов это не касается — в проектах последнего времени нет оригинальных архитектурных решений, сложных производственных задач они не ставят.
Сейчас на предприятии думают над организацией более плавного, как выразился главный инженер, равномерного производственного процесса. Заказчик, перестраховываясь, обычно держит в запасе определенный объем металлоконструкций. «Тюменьстальмост» хочет добиться того, чтобы монтаж происходил буквально «с колес», сразу после доставки.
— Какой из последних проектов был самым интересным?
— Каждый проект интересен со своей точки зрения. В плане организации производства самым сложным был заказ для Западного скоростного диаметра. Казахстанское направление очень интересно — три тысячи тонн продукции в месяц мы отгружаем одному заказчику при производственной мощности в 3800 тонн. Для этого перестроили много процессов. А самым значимым в ближайшее время, наверное, будет мост через Керченский пролив. Очень хотим в этом поучаствовать — отгрузить хоть какую-нибудь железячку, — смеется главный инженер.
***
фото: Видно желание упорно работать;Виталий Андреев.