Гордимся мы ее лица необщим выраженьем
За «Круглым столом «Тюменского курьера» глава администрации города Тюмень Александр Моор.
Курьер: — Не успеешь оглянуться — наступает очередная годовщина города. Как, на ваш взгляд, все мы прожили этот год?
Александр Моор: — Каждый по-своему. Но я считаю, что нам грех жаловаться. У нас есть возможность реализовывать свои планы. У нас есть к чему стремиться, есть перспективы, есть интерес дальше работать и жить в нашем замечательном городе.
ДОВОЛЬНЫ ЛИ МЫ СОБОЙ?
Курьер: — Что бы вы назвали главным успехом прошлого года?
А.М: — Для разных людей — разное может показаться наиболее важным. Но самым грандиозным можно считать объем дорожных работ. Позиция губернатора области: несмотря на экономические трудности, находить возможности инвестировать средства в дорожную инфраструктуру. За последние пять лет город сильно вырос — и по территории застройки, и по численности. Население увеличилось на 100 тысяч человек — почти что на целый город Тобольск! Дорожная инфраструктура при этом объективно отстает. Этим и определяется приоритет развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Мы разрабатываем много проектов, чтобы иметь задел. И когда появится возможность строить, то не тратить время на проектирование, на улаживание вопросов с оформлением земельных участков. Мы создаем запасы проектно-сметной документации, которая прошла необходимые экспертизы. Потом, исходя из возможностей бюджета, определим объем строительных работ. Думаю, в ближайшие годы он будет значительный.
Недавно у нас в гостях был глава администрации города Томска Иван Кляйн. Он смотрел и удивлялся: «Кризис-то у вас в городе есть?!» А когда встречали его из аэропорта, поражался: «У вас везде такие дороги?» Приятно было слышать, хотя и Томск — город небедный, известный своими научными и промышленными центрами.
Много лет мы сохраняем программу по благоустройству дворов, финансирование ее не сокращается. И горожане видят изменения в тюменских дворах. Жалоб становится все меньше. Пытаемся синхронизировать работы по благоустройству с заменой сетей. Что греха таить, раньше бывало так: положим асфальт, а потом начинаем менять трубы. Сейчас мы сопоставляем эти графики и ставим задачу: благоустроить двор целиком, чтобы лет 1015 к нему не касаться.
Можно гордиться нашей программой по сносу аварийного и ветхого жилья. В таких объемах, как у нас, вряд ли она реализуется в других субъектах федерации. За три года под расселение у нас пошло 126 домов. Мы отработали технологии оформления документов и двигаемся достаточно быстро. Хотя только вне плана нам добавилось еще финансирование расселения домов по улице Харьковской, 52 а и б и дома по Туполева, 10. Финансовый ресурс для решения этих задач есть. Планово мы все аварийные дома расселим, нанимателям дадим квартиры, а собственникам выплатим денежные средства в качестве компенсации за утерянное жилье.
Курьер: — В этом году вышло распоряжение губернатора области, согласно которому жилищная инспекция должна была провести ревизию домов и выявить, сколько тех, которые находятся в аварийном состоянии. Увеличился ли аварийный жилой фонд, который надо держать на особом контроле?
А.М: — Не увеличился. По закону за состоянием обслуживаемого жилого фонда должны следить управляющие компании и проводить экспертизу несущих конструкций. Мы обратили на это внимание всех управляющих компаний. Пока никаких сведений о том, что где-то еще есть угроза обрушения, к нам не поступало. Если такие данные поступят — будем оперативно принимать меры . Есть объективное и эмоциональное восприятие такой ситуации. Мы стараемся доверять фактам, а не эмоциям.
Курьер: — Вы говорите об опережающем проектировании… Что в городе проектируется? Чего горожане еще не видят? О чем не знают?
А.М: — Проектируется вся улица Мельникайте. На пересечении улиц Мельникайте и Дружбы сейчас Т-образный перекресток. Будет развязка. Дальше — расширение Мельникайте до реки Тура. Проект нового моста уже проходит экспертизу. Далее — большая развязка Мельникайте с улицами Дамбовской и Хабаровской. Затем — двухуровневое пересечение улиц Мельникайте и 50 лет Октября. Пересечение улиц Мельникайте и Республики будет с подземным туннелем. Дальше — расширение развязки по Мельникайте через железную дорогу, путепровод продлим над улицей 30 лет Победы. Затем — развязка Мельникайте с объездной дорогой и улицей Федюнинского. Мы попытаемся сделать Мельникайте улицей непрерывного движения.
Проектируются также развязки на улице Монтажников с прямым ходом — Широтная-Монтажников, Монтажников-Федюнинского… Улица Монтажников станет дорогой сквозного движения через весь город: выезд из микрорайонов будет без перекрестков.
Изменится со временем и выезд из города в сторону Антипино. Весь этот узел проектируется с развязками: там тоже будет безостановочное без пересечений движение. Восточный обход города. Проектируется расширение объездной до трех полос в каждом направлении прямо от ТЭЦ-1 до Воронинских горок. Проектируется и проблемный перекресток объездной с улицей Аккумуляторной и выездом на Утешево. Ищем проектное решение: как убрать этот перекресток, не создавая проблем для жителей Утешево.
Важной считаю и развязку улиц Профсоюзной и Госпаровской. Сейчас поток из Заречной части через мост по Профсоюзной упирается в улицу 50 лет Октября — там будет развязка. Практически создадим здесь еще одну магистраль движения.
Проблема в организации дорожного движения сегодня не в протяженности дорог. Все проблемы рождаются на перекрестках. Чем меньше конфликтных пересечений, тем меньше пробок. Чем меньше пробок — тем больше возможностей для работы общественного транспорта.
ГОРОД ДЛЯ ЧЕЛОВЕКОВ
Курьер: — Машинам будет хорошо, а пешеходам как?
А.М: — Пешеходам — еще лучше, когда уберем конфликты в дорожной ситуации между ними и водителями. Например, на Мельникайте проектируем надземный пешеходный переход. И в рамках развязок построим переходы — либо надземные, либо подземные.
Курьер: — Такие же некрасивые?
А.М: — Совсем другие — более экономичные и эстетичные.
Курьер: — Предусматривается ли продолжение строительства велодорожек?
А.М: — Да, когда появится возможность увязать между собой отремонтированные и построенные дороги, мы получим полноценную велосеть. Велодорожки — возможность отдельного движения велосипедистов, не конфликтующего с пешеходным. Там, где это позволяют габариты улицы или тротуара. По приглашению компании «Фортум» мы были в Стокгольме — городе, который славится комфортом для велосипедистов. Видели разные решения этой проблемы. Где широкие дороги — сделаны полноценные велодорожки в двух направлениях. Где тротуары шириной метра полтора-два, нанесена разметка, что эта часть — для движения велосипедистов. Тюменцы сказали бы, что такая разметка неудобна, что один поток будет цеплять другой. Мнения могут быть разные. Все проекты велодорожек согласуем с областной и городской федерациями велоспорта.
Курьер: — А у вас есть велосипед?
А.М: — Есть, но по городу я на нем не езжу. Но когда проект с велодорожками выполним, мы вместе с Юрием Баранчуком, председателем федерации велоспорта, сядем на велосипеды и по ним проедем.
Курьер: — Построят ли аквапарк?
А.М: — Аквапарк будет расположен на улице Щербакова недалеко от зоны отдыха Заречных микрорайонов. Там уже отсыпана дамба. Девелопером проекта выступает компания под руководством Владимира Шевчика. Договоренность о финансировании есть. Хотя жизнь может вносить коррективы, но у меня сомнений нет — аквапарк будет построен.
Курьер: — Сейчас много говорят о строительстве арендных или доходных домов, чтобы люди не покупали жилье, а снимали.
А.М: — Город такое строительство пока не планирует. Может быть, оно есть в планах частных инвесторов. Закон, на мой взгляд, пока недостаточно отрегулирован, чтобы это строительство было масштабным. Отдельные дома, конечно, могут быть, но выгодно ли строить их в большом количестве? Под такой проект нужны «длинные деньги», с окупаемостью в 15 лет и более. На это может пойти только инвестор, у которого есть большие, свои, незаемные деньги. В целом, концепция абсолютно правильная, но она полностью меняет государственную политику. Двадцать лет нас убеждали, что надо оформлять приватизацию, брать ипотечные кредиты. Но быть собственником обременительно, возникают обязанности по содержанию общего имущества домов.
Механизм арендного жилья есть, хотя он еще не привлекателен для инвесторов. Совместно с правительством области мы прорабатываем механизмы, которые позволили бы стимулировать развитие наемного жилья. Думаю, что правоприменение и практика подскажут решения. Например, чтобы снять проблемные места в сносе ветхого и аварийного жилья, можно было бы законодательно как-то увязать две эти проблемы.
Для этого продукта необходимо создать рынок потребителей.
Курьер: — А что происходит под городом? Есть ли карта подземных коммуникаций? Наносится ли на нее то, что сейчас строится?
А.М: — Практика говорит о том, что ценность представляют люди, которые помнят, где и какая труба проложена. Свежий пример: начинаем ремонтировать двор, планируем перекладывать трубу, вскрываем — а там — слоеный пирог из труб. Уходит время на то, чтобы выяснить, чьи это коммуникации, в рабочем ли они состоянии, куда идут?
То же самое при строительстве мостов. Построить мост можно и за шесть месяцев, но как только возникает необходимость переноса коммуникаций, сроки увеличиваются. Поэтому разрабатывается стратегический документ — схема водоснабжения и водоотведения. Он определит развитие этой отрасли на много лет вперед. Отдельно в схему включен раздел об отводе ливневых и дождевых вод. Теперь это — единый комплекс, хотя раньше у нас ливневка формировалась по остаточному принципу.
Разместили и проект схемы теплоснабжения города. Это тоже стратегический документ. Одна из важнейших тем — строительство ТЭЦ-3 в районе Дома Обороны. Есть уже инвесторы. С момента выхода на площадку до пуска мощности пройдет два-два с половиной года. И мы решим главную проблему Тюмени — обеспечение надежного теплоснабжения Дома Обороны. С появлением этих документов и с переходом на их реализацию многое встанет на свои места. У тех, кто будет работать после нас, неожиданности сведутся к минимуму.
ДАМА, КОТОРАЯ СЛЕДИТ ЗА СОБОЙ
Курьер: — Те, кто никогда не видел Тюмени, часто спрашивают: «На что похож ваш город?»
А.М: — Можно сказать просто: «Наш город — уникален» И развиваемся мы без примеров (смеется). Но если серьезно — не думаю, что где-то есть идеал, который можно взять за образец. В разных городах можно найти интересные решения.
Если бы меня спросили: «Каким бы вы хотели сделать наш город?», я бы сказал: «Безопасным!» Вопрос безопасности во всех смыслах этого слова для любого человека очень чувствителен.
Курьер: — Сравнивая Тюмень с другими городами, невольно вспоминаешь Казань. Как изменилась она к Универсиаде, сколько там появилось спортивных комплексов. У нас есть такие же грандиозные планы?
А.М: — Бремя содержания таких объектов велико. Надо научиться максимально использовать инфраструктуру, которая есть. Например, школьные спортивные залы. Надо двигаться в сторону бюджетных, легкосборных и небольших районных спортивных комплексов. Например, немцы при проектировании исходят не из стоимости, а из жизненного цикла объекта. Строишь — думай, как будешь это эксплуатировать? В этой логике нерационально за счет бюджетных средств содержать такой комплекс, как большая ледовая арена в Тюмени. Надо искать спонсоров для финансирования команды, способной играть на соответствующем уровне.
Курьер: — А рационально ли строить легковозводимые спортивные объекты для занятий инвалидов?
А.М: — Почему для них надо строить отдельно? Для инвалидов все объекты должны быть доступны. Чтобы отрегулировать графики занятий обычных групп и людей с ограниченными возможностями здоровья, надо не отдельные комплексы строить, а принимать управленческие решения. Думать о социализации, о толерантности, а не строить для инвалидов отдельный город. Хотя эскиз строительства такого комплекса, действительно, был, но он не прошел проектной экспертизы.
Из объектов, которые сейчас проходят экспертизу, — комплекс в районе Ватутина для занятий спортивной гимнастикой. Пройдем стадию проектирования, будем закладывать финансирование на 2016 год.
Курьер: — А дендропарк?
А.М: — Для города много чего хочется сделать. Но надо исходить из того, что бюджетные средства ограничены. Пока строить не планируем, но из генерального плана назначение этого земельного участка никто не исключал. Закончена разработка проекта по улучшению Гилевской рощи. Ни одного дерева там срублено не будет. Построят новые дорожки, отдельно для занятий активными видами спорта, отдельно — для прогулок. Установим освещение, видеонаблюдение, малые архитектурные формы. Расчистим русло ручья, сделаем несколько мостиков, построим зоны для тех, кто гуляет с животными. Смета уже есть. Осенью определим подрядчика. Объект будет переходящим. После Гилевской рощи благоустроим парк Затюменский. Потом можно будет двигаться дальше — на территорию, которая зарезервирована под дендропарк.
Курьер: — Можно неожиданный вопрос: а вы уже видели 700-тысячного тюменца?
А.М: — Мы все ее увидим 24 июля в филармонии на приеме у главы администрации города.
Курьер: — Есть ли смысл тратить деньги на такой помпезный праздник, как день города?
А.М: — Не согласен, что это празднование помпезное. На мой взгляд, достаточно скромное. Все творческие и спортивные коллективы, которые в нем задействованы, — тюменские, нет ни одного приглашенного. Конечно, можно вообще не тратить деньги на праздники, но не все же измеряется квадратными метрами, километрами и деньгами. Главное создать атмосферу праздника. Праздник — это возможность общения, а не только трата денег.
Курьер: — А к 430-летию города планы уже есть?
А.М: — Конечно, мы уже начали об этом думать. Наверно, больше денег заложим на это мероприятие. Хотелось бы по-особому отметить. Предложения уже поступают. Мы в творческом поиске.
Курьер: — Дата» «429 лет» у вас ассоциируется со словами «вечный город» или «баба — ягодка опять»?
А.М: — Наш город без возраста, он «будет вечно молодым». Наша Тюмень — это дама, которая следит за собой.
***
фото: