Что мне дождик проливной, когда мои цвета со мной
Еще недавно бывший в запустении подземный переход под путепроводом «Стрела» — тот, что ближе к улице Революции, — отремонтирован и покрашен. А теперь стены еще и засияли новыми красками от кистей и валиков молодых художников Марии Мощенской, Виталия Диденко и Антона Самусева. С Марией мы поговорили о важности украшения города, специфике работы под открытым небом и самодостаточности цвета.
— Как вы пришли к работе над оформлением этого перехода?
— Его стены раньше выглядели не очень эстетично, постоянно «зарастая» граффити, тегами и другими надписями. Руководитель арт-группы Дмитрий Зеленин придумал этот антивандальный проект и собрал нашу группу, мы воплощаем в жизнь его идею. А уж концепция самого оформления — наша: решено было сделать акцент на природных мотивах. С одной стороны, это контраст с архитектурой перехода, с другой — абстрактная, геометричная схема исполнения гармонирует с формами города.
… Мария недаром назвала проект «антивандальным». Художественное оформление, возможно, остановит вандалов, ведь писать на голой стене и портить роспись — не одно и то же. Но вдобавок придуманная художниками схема помогает легко справиться с посторонними надписями — их можно просто заново покрыть краской в пределах сектора.
— Почему пригласили именно вас?
— Была согласована герметичная техника исполнения рисунка. Нам она весьма близка.
— Раньше вы уже работали над оформлением городских объектов?
— Нет, это первый подобный опыт. Как правило, мы оформляем закрытые помещения.
— Чем заинтересовала эта возможность, помимо гонорара за работу?
— Это очень интересно! Новый опыт, новые масштабы, сам процесс и результат в городе «играет» совершенно иначе, нежели в помещении. К тому же, работая на улице, мы постоянно получаем отклик от зрителя. Роспись еще не закончена, но стены перехода уже стали любимым фоном для фотографий прохожих.
— Как меняется процесс, планирование в отличие от работы под крышей?
— Необходимо учитывать погодные условия. Например, если прошел дождь — нужно подождать, пока стены просохнут, чтобы краска хорошо легла. Нужно учитывать и особенности самого объекта. Встреча с дождем была неожиданной. В остальном удается быстро ориентироваться.
— Для города и его жителей подобное оформление имеет какое-то значение — большее, чем просто облагораживание местности?
— Думаю, да! За те дни, что мы работаем здесь, встретили уже нескольких человек, которые идут по переходу каждый день. И люди отмечают, что яркая роспись стен радует глаз, нравится им и даже немного бодрит — потому что разбивает монотонный пейзаж.
— Роспись перехода, как и выставки, в которых вы участвовали — «Синий, только синий», «Красный тоже красный», — говорят о большом интересе к колоризму. Цвет самодостаточен?
— Я уделяю большое внимание семантике цвета, энергетике, которую он несет, — у каждого цвета она своя. С помощью этого можно создать определенное ощущение, атмосферу. Даже цвет своего лака для ногтей я выбираю тщательно — создаю комфортное настроение.
— Какое настроение создадут цвета в переходе под «Стрелой»?
— Одна из задач — оживить, взбодрить проходящих по нему людей. Поэтому мы используем многообразие цветов. Центральная композиция с растущим на фоне солнца деревом будет выполнена преимущественно в теплых тонах (желтый и оранжевый цвета) — они настраивают на добрый лад.
— Не задумывались о том, чтобы приложить свои силы еще к чему-нибудь?
— Пока мы сконцентрированы на этом переходе. Но было бы здорово двигаться дальше, создавая культурные объекты для города.
… Глядя на то, как Мария взбирается на перила и обклеивает временным скотчем сектор — чтобы краска не попала на соседние, — я понимаю, что расписывать стены, да еще и на улице, да еще и в спускающемся вниз переходе — не то же самое, что писать на мольберте в своей комнате. Не тяжело ли хрупкой девушке заниматься такой работой?
— Конечно, это своеобразный труд. Но процесс очень затягивает, поэтому работа не кажется излишне «крепышовской». Тем более что у меня очень хорошая команда — мы стараемся работать слаженно и помогать друг другу.
***
фото: Мария Мощенская за работой в переходе.