От бабушки — маме, от мамы — дочке
В воскресенье в центре татарской культуры говорили нараспев о материнской любви, о старости и детстве, о желании жить и надеждах на будущее, о том, как прекрасен этот мир.
Впервые в Тюмени состоялся праздник мунаджата, что в переводе с арабского языка значит «молитва наедине с самим собой». Это что-то среднее между песней акапелла и мелодичной балладой. Исполняется обычно на национальном языке. В татарской культуре считается одним из древнейших фольклорных жанров, за возрождение и пестование которого активно взялся конгресс татар Тюменской области — чтобы не потерять историко-культурное наследие.
Дело в том, что мунаджаты передавались от старшего поколения младшему, они сочинялись буквально на ходу и их, как правило, нигде не записывали. Поэтому большинство текстов, не считая тех, которые стали достоянием широкой общественности, хранятся исключительно в кругу тех семей, где еще теплится традиция предков.
Как оказалось, таких семей в нашем регионе немало. Руководитель департамента культуры конгресса Валима Ташкалова признается: когда она только начала искать исполнителей мунаджатов по районам, очень переживала, что поиски не увенчаются большим успехом. Но сибирские татары поскребли по сусекам исторической памяти и нашли там много чего интересного — от бабушек и прабабушек. Более того, в празднике изъявили желание участвовать азербайджанец и дагестанец. У этих народов, равно как и у среднеазиатских, тоже существует традиция исполнения мунаджатов. Правда, «первую скрипку» в этом деле здесь играют исключительно мужчины. А у сибирских татар издревле повелось, что такие молитвы произносят женщины. Поэтому, наверное, среди мунаджатов на татарском языке так много молитв матери за ребенка.
Например, Ильнара Рамазанова из деревни Янтык помнит, как мама пела ей такие мунаджаты перед сном как колыбельную. Засыпать под них было спокойно и приятно. Выступая со сцены, Ильнара постаралась, чтобы мунаджат в ее исполнении тоже приятно было слушать и чтобы даже те, кто не владеет татарским языком, смогли ощутить торжественность момента и под переливчатое звучание молитвы поразмышлять о сокровенном и вечном.
— Большинство мунаджатов носят поучительный характер, — рассказывает Валима Ташкалова. -Они учат любить жизнь, почитать старших, учат терпению и побуждают человека к праведным делам.
Примечательно, что молитва наедине с самим собой на самом деле чаще всего произносится в присутствии других людей — будь то ребенок, родственники или соседи. Мунаджаты исполняют на свадьбах, на религиозных праздниках и даже на похоронах — там они спасают людей от тоски.
Фатима Ибрагимова читала как раз заупокойную молитву. Говорит, что в таком мунаджате не должно быть отчаяния и безысходности, разве только светлая грусть по тому, кто уходит, просьба к аллаху, чтобы он простил ему все грехи, и благодарность за то, что все случилось, как случилось. Потому что всему свое время…
Впрочем, все мои попытки тезисно перевести (со слов исполнителей) татарские мунаджаты на русский язык все равно не передадут изначально заложенного в них смысла. Потому что одна фраза в таком тексте может иметь сразу несколько значений, глубоко философских. Тут уж каждый человек трактует в силу своего жизненного опыта и мировосприятия. Ну, а для тех, кто не знает языка, вообще открываются безграничные просторы для полета мысли. Под мунаджаты можно поразмышлять о чем-нибудь своем и даже всплакнуть. Никто на тебя не посмотрит косо, наоборот, одобрят -значит, слушатель проникся.
… Предполагается, что состоявшийся праздник должен стать мотивацией и для других исполнителей, которые могут явить слушателям наследие своей семьи или исполнить уже известные мунаджаты, но на свой лад. Как известно, двух одинаковых мунаджатов -даже со схожими текстами — не бывает, потому что каждый человек привносит в них частичку своей души, боли и счастья.
***
фото: Среди зрителей были представители всех поколений;Мужчинам тоже полезно послушать;Ведущая праздника Гульфия.