Рамадан: месяц за год
За минувший месяц правоверные мусульмане мира — и Тюмени соответственно тоже -совершили ощутимый скачок во времени. Именно это следует из хутбы (с арабск. — проповедь), которую произносил вчера перед полуденным намазом имам соборной мечети поселка Ембаево.
Духовник рассказал, что месяц Рамадан фактически равен году благих деяний. С условием, конечно, что в течение него верующие прилежно держали пост и выполняли все предписанные религией условия и обряды: не ели и не пили в дневное время суток, вставали на обязательную пятикратную молитву и дополнительную ночную, помогали малоимущим, изучали Коран и совершали добрые дела. Кстати, даже улыбка считается обязательным атрибутом Рамадана, чтобы было понятно: человеку пост — в радость, а не в нагрузку, когда только и ждешь заката, чтобы наконец наесться.
Впрочем, праздник Ураза байрам — день окончания поста — удивительным образом объединяет тех, кто сумел выполнить все предписания, и тех, у кого по каким-то причинам не получилось это сделать. По крайней мере, ни перед входом в мечеть, ни на праздничном совместном обеде человека, пожелавшего присоединиться к умме (с арабск. — религиозная община), никто не станет сканировать «металлоискателем» добродетели. Пришел — уже хорошо!
Каждому новому прихожанину радуются в соборной мечети Ембаево. Уже несколько лет она становится одним из тюменских центров празднования Ураза байрам: сюда в этот день приходят не только местные жители, но приезжают мусульмане из города, наносят визит представители городской и региональной власти, главы национальных диаспор. И в будни здесь тоже теперь оживленно, говорит Зиннат Садыков, председатель духовного управления мусульман Тюменской области. Хотя было время, когда мечеть, являющаяся историческим памятником — построили ее еще в 80-х годах XIX века, — пустовала. А соседние здания, входящие в архитектурный ансамбль — медресе, библиотека, гостиница, столовая, прачечная, — совсем обветшали.
Сейчас духовное управление, по словам Зиннат-хазрата, всерьез взялось за восстановление культурно-религиозных ценностей. Пополняются экспозиции районного музея-заповедника истории культуры сибирских татар, который открыли в одном из зданий комплекса еще в 1994 году. Реставрируется библиотека — после ремонта в нее завезут религиозную литературу. Современникам, конечно, будет сложно тягаться в этом смысле с татарским купцом Нигматуллой Кармышаковым, во времена которого в этой библиотеке хранилось 2200 экземпляров редких книг по философии, уникальные тома на арабском и фарси. Но, по крайней мере, зданию вернут его изначальное смысловое предназначение. Так же, как в свое время самой мечети вернули имя мечети.
— За долгие годы существования чего только в ней не было: молокозавод, районный дом пионеров, музыкальная школа, даже зернохранилище, — рассказывает Зиннат Садыков.
Ничего не скажешь — все это людям тоже необходимо, однако для зернохранилища и даже музыкальной школы подойдут здания и попроще. А здание мечети -уникально. Говорят, по своей красоте, архитектурному исполнению и системе отопления уступает разве только центральной мечети Санкт-Петербурга.
Хотя это предположение среди прихожан и местных жителей уже обросло легендами. Пока мы ходили по территории религиозно-культурного комплекса, кто-то рассказал нам, что даже мечети Арабских Эмиратов не могут сравниться с Ембаевской. Кто-то, что она похожа на те мусульманские храмы, что с древних времен стоят в Саудовской Аравии. В общем, мы поняли, что свою мечеть люди любят.
Свидетельствует об этом и то, что многие для праздничного утреннего намаза выбрали именно ее. Зиннат Садыков, говорит, что, несмотря на ранее время и для многих неблизкую дорогу, мечеть была переполнена. В обед здесь тоже было многолюдно.
Прихожане, скидывая на ходу обувь, торопились на полуденный намаз. А кто-то, подходя попозже, задерживался и убирал обувь с прохода, аккуратно составляя ее в стороне (тоже доброе дело).
— Чтобы другим дорога в мечеть была открыта, — улыбнувшись в ответ на мой заинтересованный взгляд, сказал молодой парень в белой тюбетейке.
***
фото: Полуденный намаз;Зиннат-хазрат Садыков.