X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Особисты предупредили об аресте

Тайна гибели генерала Ивана Копеца

«22 июня 1941 года, в 18.00 по московскому времени, в служебном кабинете штаба ВВС Западного фронта в Минске выстрелом из пистолета ТТ покончил с собой Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Иванович Копец».

Но это лишь одна из версий того, что на самом деле произошло с героем испанской войны, сделавшим стремительную карьеру в конце тридцатых годов, командующим авиацией Западного особого военного округа, а в те дни — фронта.

О гибели генерала в первый же день войны писали в мемуарах его соратники по боям в Испании Георгий Захаров и Иван Прачик. О том же упоминал в своей книге «Я — «Рубин», приказываю» начальник узла связи штаба ВВС Западного ОВО Евгений Кояндер.

В то же время, согласно выписке из приказа Главного управления кадров Красной Армии, — «генерал-майор авиации И.И. Копец,1908 г.р., исключен из списков действующего высшего комсостава как застрелившийся 23.07.1941 года». То есть через месяц после начала войны.

Документальных подтверждений его гибели вечером 22 июня 1941 года не сохранилось. Да и были ли они? Тем не менее, на мой взгляд, версия о гибели героя боев в небе Испании в первый день войны наиболее правдоподобна.

По данным общества «Мемориал», в списках репрессированных значатся 53 человека по фамилии Копец. В том числе Копец Нина Павловна — уроженка г. Рогачев. Б/п. Библиотекарь. Арестована 23 августа 1941 года. Осуждена по приговору ОСО НКВД СССР от 22 июля 1942 г. на 5 лет лишения свободы как «жена изменника Родины» по статье 58-1 УК РСФСР. Освобождена 23 августа 1946 г. Реабилитирована 18 мая 1956 года военным трибуналом УрВО. Упоминание о самом генерале, ее муже, отсутствует.

Кстати, о своем аресте Нина Павловна даже не упоминала в двух своих письмах, направленных из Минска в Тюмень автору этих строк в марте 1989 года. В них она рассказала о «тесной дружбе мужа со Смушкевичем» и о том, что «он (т.е. Копец) наложил на себя руки, чтобы не попасть в руки палачей»…

Исследователи этой трагической темы называют несколько причин суицида 33-летнего генерала. Среди них — нервный срыв из-за огромных потерь советской авиации в первый день Великой Отечественной войны и даже малодушие. Хотя в трусости героя-летчика упрекнуть никак нельзя.

Спустя 74 года после трагедии стало известно еще одно, может быть, главное обстоятельство, толкнувшее этого незаурядного человека на отчаянный шаг.

Согласно открытым документам спецфондов, начальник особого отдела НКВД Западного особого военного округа старший майор ГБ Павел Георгиевич Бегма (1902-1975) вечером 21 июня 1941 года получил спецсообщение из Москвы об «изъятии генерала И.И. Копец по вновь открывшимся обстоятельствам».

Основанием послужили показания арестованного 7 июня 1941 года генерал-лейтенанта авиации Якова Смушкевича, добытые за две недели допросов с пристрастием, о том, что он, бывший главный советник по авиации республиканской Испании, сам завербовал Копеца в свою группу. Эти показания Яков Владимирович дал 21 июня 1941-го.

Необходимо пояснить, что в начале июня 1941-го органы НКВД СССР расследовали так называемый заговор Героев. В числе арестованных по сфабрикованному делу оказались Герои Советского Союза Петр Пумпур, Григорий Штерн, третий в стране дважды Герой Советского Союза Яков Смушкевич.

Основаниями для подозрений относительно участия генерала Копеца в мифическом заговоре являлись его тесные дружеские контакты с Петром Пумпуром, Яковом Смушкевичем. А также арестованным 17 июня 1941 года генерал-лейтенантом авиации Константином Михайловичем Гусевым (1906-1942), который 10 апреля 1940 года передал Ивану Ивановичу командование ВВС ЗапОВО после своего назначения командующим авиацией Дальнего Востока.

Всех этих людей связывала совместная эпопея в республиканской Испании.

Ведь Иван Копец — выпускник ишимской школы II-й ступени имени Карла Маркса и талантливый летчик-истребитель вместе с Петром Пумпуром (1900-1942), Антоном Ковалевским (1909-1938) и Евгением Ерлыкиным (1909-1969) составили первую группу советских летчиков, отправленную в служебную командировку в Испанию. Следует подчеркнуть: Копец направлялся на Пиринеи, где шла война республиканцев и франкистов, в специальную командировку, а не в качестве добровольца, как принято считать до сей поры.

В Испании командир авиаотряда 70-й отдельной авиабригады Военно-воздушной академии имени профессора Жуковского старший лейтенант Иван Копец находился с 20 сентября 1936 по 17 июня 1937 года. Командировка для бесстрашного пилота оказалась весьма успешной.

«За время нахождения в стране пребывания он имел 300 часов боевого налета и на истребителе И-15-бис лично сбил два истребителя «фиат» СР.-32, уничтожил в групповых боях три бомбардировщика противника типа «HE- 70».

21 июня 1937 года постановлением ЦИК СССР «за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленный при этом героизм» полковник Копец Иван Иванович получил звание Героя Советского Союза. Отметим, одним постановлением вместе с Яковом Владимировичем (Вольфовичем) Смушкевичем.

26 июня того же года Михаил Иванович Калинин вручил Копецу в Кремле орден Ленина, грамоту Героя серии КЗ за N 845/92 и орден Красного Знамени, которым летчик был награжден еще 2 января 1937-го, будучи в Испании. 4 ноября 1939 года он получил и медаль «Золотая Звезда» N 16.

С этого момента началась стремительная служебная карьера «сына балтийского матроса». Так во всех анкетах называл себя Иван Копец. В действительности, его отец Иван Осипович — уроженец Пинска, в 1900-1917 годах являлся машинным кондуктором, то есть техником-сверхсрочником экипажа крейсера «Орелъ» 4-й Рижской бригады Отдельного корпуса пограничной стражи. В пятой графе всех анкет герой-«испанец» называл себя белорусом, хотя был поляком по национальности. Фамилия Копец (Корес) в переводе с польского — «бугор» или «холм».

Скрывал Копец и факт обучения в гимназии Гельсингфорса, где до Октябрьской революции базировался пограничный корабль, на котором служил его отец.

Зато Иван Копец-младший постоянно отмечал свою работу в должности секретаря окружного судебного исполнителя пролетарского суда Ишимского округа в 1925-1927 годах.

По возвращении из Испании его карьера складывалась удачно. Но в это же время в его судьбе прозвучал первый тревожный звонок. 28 апреля 1938 года в Красноярске был арестован по статьям 58-6 и 58-9 УК РСФСР брат его отца Копец Иосиф Иосифович, 1892 года рождения, шофер «Райсов-хозснаба». 16 января 1939 года он был расстрелян.

Однако беда пока миновала героя. В декабре 1939 — марте 1940-го Копец командовал ВВС 8-й армии во время войны с Финляндией и получил второй орден Ленина.

4 июня 1940 года Иван Иванович тридцать пятым в стране получил звание генерал-майора авиации, возглавив ВВС Белорусского военного округа.

Копец вместе с женой Ниной Павловной Шундриковой (1908-2001) и детьми Аликом (1930 г.р.) и Натальей (1 939 г.р.) переехал в Минск , где получил пятикомнатную квартиру в доме на углу улиц Ленина и Карла Маркса.

Став командующим, 32-летний генерал продолжал оставаться строевым летчиком. Опыта командования авиационным объединением он не имел. Одиночные вылеты на истребителе И-16 VI-й серии на аэродромы шести дивизий ВВС округа никак не сказывались на укреплении авиации на земле Белоруссии.

Во время службы в Минске он подружился с начальником 3-го отделения ОО НКВД по ВВС Западного особого военного округа старшим лейтенантом ГБ Василием Николаевичем Рыбаковым (1909-1945).

Представитель НКВД при штабе авиации страстно хотел стать пилотом, и Иван Иванович преподал ему основы летного мастерства, совершая совместные вылеты на У-2 и УТИ-4. В октябре 1940-го Копец попал в аварию. При полете на аэродром Высоко-Мазовецкое у «ишачка» не вышли шасси, и при вынужденной посадке генерал серьезно повредил левый глаз.

После лечения его отправили на КУКС при академии генштаба. Он вернулся в Минск 11 марта 1941-го. 24 мая последовал вызов в Москву. При личной встрече И.В. Сталин указал генералу на высокий процент аварийности авиации округа. Но Иван Иванович пока остался на свободе. Однако тучи сгущались. Около двух часов ночи 22 июня 1941 года раздался звонок по ВЧ. Старший майор ГБ (чекистский генерал — два ромба в петлицах) Павел Бегма лично предупредил авиационного генерала о предстоящем аресте. Через несколько минут об этом же сообщил Копецу его друг Василий Рыбаков.

А в 03.15 22 июня 1941 года 637 бомбардировщиков и 231 истребитель лювтваффе нанесли массированный удар по 26 аэродромам ВВС Западного особого военного округа. За ними шла вторая волна из 400 самолетов.

В 03.20 сообщения из Лиды и Гродно о начале войны принял на узле связи штаба ВВС в Минске вольнонаемный радиотелеграфист Владимир Дударь. Потери авиации в Белоруссии оказались громадны: из 1453 самолетов ВВС округа 528 уничтожено на земле, 133 -в воздухе, 18 — зенитным огнем, 53 пропали без вести, зафиксировано 2 аварии, одна авиакатастрофа на взлете и 3 вынужденных посадки.

Тем не менее, пилоты Западного фронта 22 июня совершили 1896 вылетов и заявили о 143 сбитых самолетах врага.

Генерал Копец успел отдать три приказа: в 05.00 — 43-й истребительной авиадивизии прикрыть Минск и Бобруйск, в 09.30 передал три авиационные дивизии в оперативное подчинение общевойсковым командармам, в 12.02 последовал его приказ о бомбардировке силами дальних бомбардировщиков ДБ-3ф и ТБ-3 пехотных колонн вермахта.

Зная о неминуемом аресте, Копец сделал свой выбор.

Его заместитель генерал-майор А.И. Таюрский (1900-1942), продолжал отдавать приказы именем генерала Копеца до утра следующего дня.

Павел Бегма и Василий Рыбаков доложили «наверх» о невозможности «изъятия генерала Копеца по причине его самоубийства».

Место захоронения героя Испании по сей день остается неизвестным.

P.S. Друг генерала подполковник Василий Николаевич Рыбаков стал-таки профессиональным летчиком. Командир 206-й штурмовой авиадивизии Рыбаков совершил 66 вылетов на Ил-2. 9 марта 1945 года в Курляндии он был сбит и покончил с собой после вынужденной посадки, не желая сдаваться в плен.

Старший майор ГБ Павел Бег-ма после катастрофы 1941 года на Западном фронте и неудачи на Брянском разжалован, а 18 ноября 1942 года уволен из НКВД. Закончил службу подполковником артиллерии в Закавказском военном округе в сентябре 1953 года и скончался спустя 30 лет после войны в городе Донецке.

***
фото: Иван Копец -пока еще полковник;Истребитель И-15-бис, на таком Иван Копец воевал в Испании

Поделиться ссылкой:

  • Русский триллер | Блоги журнала "Семь искусств"

    […] Около двух часов ночи 22 июня 1941, раздался звонок по ВЧ. Старший майор ГБ Павел Бегма лично предупредил командующего ВВС Западного Фронта, что получил спецсообщение из Москвы об «изъятии генерала И. И. Копец по вновь открывшимся обстоятельствам». Основанием послужили показания бывшего Главного советника республиканской Испании по авиации, Якова Смушкевича. Оказывается, он сам завербовал Копеца в группу вредителей! (http://tm-courier.ru/2015/07/18/osobisty-predupredili-ob-areste). […]

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта