Лица-лики смотрят с воинских стягов
Уральскую и сибирскую иконописные школы искусствоведы сразу отличают от любых других. Этому мастерству узнавания можно научиться, придя на выставку «Святые хранители земли русской», которая открылась в музее изобразительных искусств.
Почти три сотни экспонатов -иконы, медно-бронзовое литье, резьба по дереву — демонстрируют духовный и культурный пласт XVII — начала XX веков. Основное же внимание организаторы, по словам начальника научно-консультационного отдела музея Людмилы Овсянкиной, уделили иконам с изображениями святых защитников разных родов войск и покровителей нашего государства от вражеских нашествий.
… Искусствоведы рассказывают, что в тюменском регионе действовало несколько иконописных школ: тобольская, тюменская, ишимская, исетская, красноуфимская и московская. Мастерские в Исетском районе работали с XVII века, а перестали существовать только в начале XX.
Ишимская же мастерская была самой большой, а результаты ее работы — самыми нарядными и богатыми: иконописцы использовали для изображения святых много сусального золота. Кроме того, ишимские мастера писали иконы в академической манере, то есть, объемно. Фон создавался сусальным золотом, а потом икону дорабатывали чеканщики и гравировщики, которые готовили рамы-оклады.
Среди первых посетителей выставки были и такие, кто никогда иконописью не интересовался. Но, тем не менее, они тоже узнавали персонажи, написанные на иконах. Для этого надо немного знать историю и вспомнить, что святых изображали на армейских знаменах, а воины шли в атаку, увешанные бронзовыми ожерельями с изображениями святых заступников. Нередко это было изображение Смоленской богоматери — хранительницы западных земель или Николая Чудотворца-Можайского, появившегося в русской иконописи в XIV веке. Его можно узнать по мечу в одной руке и по городу (который он защищает) — в другой.
Людмила Овсянкина рассказывает, что в Тюменской области развивалась московская школа иконописи, которую насаждали заезжие новгородские купцы. Приезжая торговать в наш город, купцы «на удачу» ставили часовни с привезенным иконостасом. Так впервые в Тюмени появилась икона Богоматери Знамения. А в 1624 году ее специально для нашего Знаменского собора написал Спиридон Иконников, от которого потом пошла целая династия тюменских купцов-иконописцев.
… Выставку икон музейщики специально запланировали в этом году, когда страна празднует 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Хранитель коллекции древнерусского искусства и старший научный сотрудник музея Ирина Мануйлова говорит, что экспозиция специально строилась таким образом, чтобы на ней были показаны покровители родов войск нашей армии. Так, например, в бой ходили под знаменем Спаса Нерукотворного. А архангел Михаил и Георгий Победоносец были покровителями русской рати, и их изображения красовались практически на всех воинских знаменах. Кроме того, со временем появились и свои канонизированные военачальники: Дмитрий Донской, Александр Невский, Федор Ушаков, которые считаются покровителями разных родов войск.
… Наш музей имеет большую коллекцию икон, что вполне объяснимо. Край был купеческим, а купцы в большинстве своем были старообрядцами. Они богато украшали свои молельни дорогими иконами — ведь это считалось свидетельством достатка и хорошего положения в обществе. Поэтому, когда в 1957 году в нашем городе по решению Совета министров СССР открылась картинная галерея, и ее работники принялись каждый год выезжать в этнографические экспедиции за культурными ценностями, им было что поискать. Например, в Голышманово после разрушения храма удалось найти в заброшенном сарае целый иконостас, который теперь хранится в фондах музея. Иконы приносили и пожилые женщины (некоторым из них родственники запрещали хранить их дома).
Правда, многие иконы, церковные книги и другие предметы до того, как попасть в руки специалистов, серьезно пострадали из-за неправильного хранения: сарай — не место для произведения искусства. Но на то в музее есть реставраторы.
***
фото: Иконы, написанные в Сибири;Первые гости.