От звона меча — к вечернему звуку оркестра
Более 20 тысяч человек посетили в минувшие выходные фестивали «Абалакское поле» и «Лето в Тобольском кремле».
Итоги культурных выходных подвели на брифинге директор областного департамента культуры Юлия Шакурская, директор концертно-театрального объединения Михаил Бирман и начальник отдела развития туризма департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Ирина Грязнова.
— В этом году впервые фестиваль «Лето в Тобольском кремле» совпал по дате с фестивалем исторической реконструкции. Мы сомневались, — призналась Юлия Шакурская, — потому что по наполнению это вроде бы совершенно разные события для разных аудиторий. Однако постепенно родился лозунг «От звона меча к вечернему звуку оркестра». И, как нам кажется, это удалось. Многие гости днем окунулись в мир исторической реконструкции, а вечером пришли на Красную площадь послушать оперу. Я лично была рада видеть в кремле тех, кто утром гулял по туркомплексу Аба-лак. Будем этот опыт анализировать и скорей всего даже развивать. Может быть, делать более насыщенную культурную программу «Лета… »
В том, что фестивалю искусств есть куда развиваться, единодушны все, в том числе и приглашенные звезды. После концерта у организаторов состоялся разговор с Юрием Башметом. Артисты рассказали, что в восторге от Тобольска. У нас, говорят, уникальная заинтересованная публика, и если выступления будут длиться, скажем, не один день, а три, то все три дня они будут собирать аншлаги.
За семь лет проведения фестиваля организаторы стали профессионалами, и в техническом смысле могут решить задачи любой сложности. Например, в этом году «Лето.» впервые из Софийского двора переместилось на Красную площадь. Пришлось создавать сцену и зал на открытом пространстве не ограниченном стенами, продуваемом со всех сторон. Были сложности отстройкой звука на площадке, и со всем этим техники справились.
Но есть то, что неподвластно даже им — большие риски, связанные с погодой. Случись дождь — и все впечатление от праздника будет испорчено. Михаил Бирман рассказывает, что каждый год с ужасом думает о том, что из-за погоды концерт может пострадать, или даже не состояться. Чтобы оградить себя от неожиданностей, необходим новый уровень технического оснащения, говорит Михаил Михайлович. Нужна сцена, которая будет защищена от дождя. Например, в Европе фестивали open-air устраивают на специальных сценах-ракушках: от непогоды под тентами они укрывают и артистов, и даже публику, которой собирается до 10 тысяч человек.
— Интерес публики возрастает, меня уже засыпают вопросами: что будет на следующем фестивале? — согласен Михаил Михайлович. — И, если определив программу, мы бы открыли продажу билетов, то, наверное, люди начали бы покупать их даже за год вперед. Это говорит, прежде всего, о популярности «Лета.» Сам факт проведения фестиваля на открытом воздухе — европейская традиция, очень хорошо у нас прижилась. В этот раз один факт меня поразил. Наш импровизированный концертный зал вмещал две тысячи человек. А за его пределами на территории площади, на проезжей части, на тротуаре собралось еще огромное количество людей, чтобы просто бесплатно послушать музыку Чайковского. Это дорогого стоит. И, наверное, главный результат нашей работы -народ тянется к прекрасному.
По мнению Бирмана, тюменцы замечательно отметили 175-летний юбилей великого композитора Петра Ильича Чайковского. Весь фестиваль был построен на его музыке. Накануне концерта состоялась встреча в музыкальной гостиной в архиерейском доме. Звучали романсы Чайковского и инструментальные композиции. А в субботу на Красной площади у Тобольского кремля -опера «Евгений Онегин» авторской трактовке Юрия Башмета.
— В концертном исполнении опера была компактна, понятна и при этом сохранила дух Чайковского. Конечно, привнес свою ноту в это произведение актер Сергей Безруков, который потрясающе читал прозу Пушкина, — отметил Михаил Бирман.
Директор концертно-театрального объединения не скрывает, есть идеи по поводу следующих фестивалей. Грядет юбилей композитора Александра Алябьева, одна из задумок — воплотить на сцене его оперу «Сибирь».