Охранник должен быть немного воспитателем
«Всех задержанных — в полицию!» «Вор должен сидеть в тюрьме!» «Закон — неотвратим!» Вообще-то, вчера в управе Калининского округа говорили о… детях.
К разговору привлекли брутального вида хмурых мужчин — руководителей и сотрудников частных охранных предприятий, которые следят за правопорядком в торговых центрах города. Судя по довольно жестким высказываниям, у мужчин накипело: количество краж, совершенных подростками в магазинах, увеличилось чуть ли не вдвое. В прошлом году за аналогичный период было зафиксировано 23 преступления такого рода, в этом — 43. Не считая административных дел, которые возбуждают в случае, если ребенку еще нет 14 лет или он совершил так называемое мелкое хищение — вынес из магазина товар стоимостью меньше 1300 рублей.
«МЫ ТЕБЯ ВИДИМ»
Заведующая сектором по обеспечению деятельности городской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Елена Анфилофьева неприятной тенденцией тоже расстроена, озадачена и в некоторой степени даже возмущена, однако считает лозунг «Вор должен сидеть в тюрьме!» излишним по отношению к подросткам.
— Любой психолог скажет, что дети в силу юного возраста и отсутствия определенного жизненного опыта еще не способны в должной мере оценить последствия всех своих поступков, — обратилась Елена Анатольевна к охранникам.
— Вот и надо сдавать их в полицию, чтобы в следующий раз думали, что делают! — отреагировали собеседники.
Однако, по мнению Елены Анфилофьевой, есть и другой путь воспитания в подростках чувства ответственности перед законом и обществом — более гуманный. Это профилактика. И заниматься ей должны охранники, в том числе. Пусть дети, которые пришли в магазин без взрослых, знают, что за ними наблюдают.
— Дайте понять ребенку: «Мы тебя видим», — говорит специалист. — Сделать это можно по-разному. Например, развесить в магазине предупреждающие таблички, сообщающие, что в помещении ведется видеонаблюдение.
ПОЛИЦИЯ — НЕ ПАНАЦЕЯ
В этом вопросе мнения работников ЧОП и представителей окружных комиссий по делам несовершеннолетних расходятся. Охранники предпочитают брать несовершеннолетних правонарушителей с поличным на выходе из торгового зала и сразу же вызывать сотрудников правоохранительных органов. Члены комиссий считают, что если бы охранники были более расторопны, многих детских преступлений можно было бы избежать.
Елена Анфилофьева рассказала на эту тему случай: семья военного, в которой воспитываются трое детей, переехала из района в город. Папа целый день на работе, мама занимается хозяйством, старшие дети уже гуляют самостоятельно. Вот и получилось что 11-летний сын, изучая окрестности нового дома, забрел в гипермаркет «О’Кей». Забирали его оттуда уже с полицией.
— Позже выяснилось, что мальчик не меньше получаса находился в отделе игрушек и вынимал из упаковок модели машинок. Ну, не видел раньше ребенок столько красоты сразу! — говорит Елена Анатольевна.
В общем, распаковал таким образом 14 машинок, покатал их по полу, сунул несколько игрушек в карман и пошел на выход. Вопрос: где все эти полчаса были охранники и администраторы зала? Почему не подошли к ребенку и не сказали, что так не делается?
На заседании комиссии, где рассматривался этот случай, отец мальчика краснел и бледнел — семья благополучная, за детьми никогда подобного не водилось.
— На самом деле, решить все это можно было с наименьшими эмоциональными затратами, — считает Анфилофьева. — Если бы работники магазина вовремя предотвратили и объяснили.
ЭКОНОМИЯ НА ОХРАННИКАХ
Одно из объяснений тому, что ЧОПовцы не очень-то увлекаются профилактикой, таково: им не столько важно количество предотвращенных преступлений, которое нигде не фиксируется, сколько количество выявленных состоявшихся краж. Наверняка за это предусмотрено денежное поощрение от начальства.
Однако есть и другая версия: в целях экономии владельцы магазинов сокращают количество охранников до критического. За всеми посетителями тем просто не усмотреть, к каждому с профилактической беседой не подойти. Казалось бы, логики в этом ноль — ведь чем хуже охрана, тем больше риск краж. А значит, об экономии речи, вроде как, идти не может. Но владельцы магазинов, по словам ЧОПовцев, своего не упустят — многие настолько задирают цены товаров, что это с лихвой покрывает возможный ущерб. Проще говоря, добросовестный покупатель платит за себя и за того парня, который умыкнул что-то там с полки. Впрочем, это хотя и тоже грустная, но уже совсем другая история.
КРАЖА — ЭТО ВЕСЕЛО?
Целью же встречи в Калининской управе была совместная разработка схемы того, как уберечь детей от… них самих. Кража — это, конечно, ущерб для продавца, однако это еще больший ущерб для несовершеннолетнего, который начинает свой жизненный путь с административного или — того хуже! — уголовного дела.
Больше половины краж из магазинов совершают сейчас дети из внешне благополучных семей.
— Если раньше мы говорили о том, что несовершеннолетние крадут из магазинов еду, потому что им нечего есть дома, — говорит Елена Анфилофьева, — то сейчас, согласно статистике, крадут вещи, которые, как выясняется впоследствии, подросткам не очень-то и нужны. Это во-первых. А во-вторых, в большинстве случаев они могли бы себе позволить купить их, потому что имеют карманные деньги.
По мнению специалистов, серьезная угроза исходит в этом смысле из Интернета, где полно сайтов, обыгрывающих кражу как некий квест — веселую и увлекательную игру. Эти сайты периодически блокирует прокуратура и Роскомнадзор, но подобные появляются снова.
И противостоять виртуальной кибер-атаке можно только человеческим отношением к детям, считает Елена Анфилофьева. В профессиональные обязанности охранников, руководителей ЧОП и работников торговых центров это, конечно, не входит. Однако, кроме должностных инструкций есть еще и личная инициатива. Именно на нее рассчитывают детские специалисты. Они намерены продолжить диалог с представителями ТЦ.