Дороги: догнать и перегнать
Движение по нескольким крупным транспортным объектам должно быть запущено в этом году. Мост на улице Челюскинцев, мост в районе Лесобазы, путепровод по улице Республики… В то же время областные власти говорят о необходимости строительства и реконструкции еще свыше пятидесяти (!) дорожных объектов в городе. Какие, где и главное — зачем?
Об этом мы поговорили с заместителем начальника Главного управления строительства области Андреем Чистяковым.
В кабинете у Андрея Николаевича на стенах развешаны схемы. Я узнаю развязку на улице Монтажников, мост в районе Лесобазы… А для Чистякова, очевидно, это не просто привычные картинки, но источник и радостей, и головных болей.
— При взгляде на схему, наверное, представляете: было проблемное место, теперь его нет, я могу забыть об этом участке?..
— Забыть о нем можно, только когда объект сдан и введен в эксплуатацию. Тогда схему убираем со стены, только тогда заканчиваются все проблемы по строительству.
— Вот у вас план развязки на Ставропольской — Мельникайте: в 2011 году начали ее строить. Теперь вроде мостовики вышли на благоустройство, но опять перекрывают улицу, раскапывают теплотрассу… То есть схема до сих пор висит. Что еще осталось завершить на этом объекте, когда его сдадут?
— В этом году подрядчики планируют завершить объект полностью. Сейчас на нем ведется строительство двух пешеходных переходов (подземного в районе ТЦ «Лента» и надземного на улице Широтной). Закрыт правоповоротный съезд в районе ТЦ «Южный». Это связано с необходимостью переустройства на этом участке теплотрассы. К сожалению, перенос части сетей не был предусмотрен проектной документацией, приступить к нему подрядная организация смогла только после корректировки проекта. Часть сетей оказалась не учтенной, когда мы приступили к строительству развязки.
— Почему они не были учтены? Гендиректор «Мостостроя-11» Николай Руссу признает, что стройка получилась очень затянутой.
— Долго, действительно. К сожалению, таковы особенности этого конкретного объекта. Проект был готов в 2008-м, решили, что переждем тяжелые времена, отложим стройку на потом. Но за три года изменились количество и качество сетей, технические требования. Начали реализовывать, запрашивать новые технические условия, пришлось корректировать проектные документы.
— На улице Монтажников похожая ситуация? Опору ЛЭП на стороне микрорайонов и строители, и начальники клялись перенести еще года два назад. До сих пор стоит. Наконец-то, есть новое техническое решение. В этом году, даст бог, перенесут опору и смонтируют съезды NN 7 и 8.
— Здесь еще интереснее. С сетевыми организациями объективно тяжело работать. Это частные компании, к которым мы приходим и говорим: ваш объект мешает нашему строительству, надо переносить. Сетевики нам говорят: нет, давайте вы не будете здесь ничего строить, у нас кусок хозяйства пропадает, теряем клиентов… Есть два механизма взаимодействия: изъятие и предоставление субсидии. И тот, и другой реализуются в течение очень длительного срока. Изъятие, например, требует оформленной собственности на сети, массы официальных процедур: все это — время, особенно учитывая несговорчивость компаний. Работа с сетевиками — 90 процентов головных болей, строительных проблем на объектах практически нет.
Был бы социализм, когда все общее, обходилось бы без проволочек. Помните, как развязка на Московском тракте появилась за полгода? Потому что в течение пяти лет мы выносили оттуда все коммуникации.
— На Монтажников нельзя было начать раньше?
— Только когда готов проект. Это случилось в 2012 году, и тогда же на объект вышли мостовики. Понимаете, у нас всегда есть дилемма: не начинать строительство развязки до тех пор, пока не будем уверены во всех ее элементах: коммуникациях, земельных участках, насаждениях. Но тогда у людей развязки нет. Или открывать объект поэтапно, когда, скажем, прямой ход запускается раньше, хотя и остается, по сути, строительным объектом. Второй вариант мы считаем благом для города. Представьте, открыли бы мы прямой ход на Монтажников не в прошлом году, а только в 2016-м? А то и начали строить в 2016-м, только когда вынесли все коммуникации. При этом, пока мы не строим, в границах участка может произойти все что угодно: пример со Ставропольской — Мельникайте, когда граждане возводят на земле времянки и потом шантажируют подрядчиков.
— Можно ли оградить место строительства от вторжений?
— По новым объектам мы подстраховались. Делаем землеотвод (законодательство теперь позволяет, чтобы никто без нашего ведома ничего там не поставил).
— С другой стороны, ранний ввод объектов может навредить самим объектам и строителям. Так было с пешеходным переходом на улице Чаплина.
— Бесхозным объект не бывает никогда. Пока идет строительство, за него отвечает представитель подрядчика, когда все работы выполнены и приняты — заказчик. Переход, конечно, не был введен, но мы его запустили, чтобы люди могли безопасно переходить через оживленную трассу. Через месяц его было не узнать, надо было строить заново. Чья это вина? Моя. В том, что разрешил открыть его раньше времени. Убытки подрядчику никто не компенсировал. Хотели как лучше, но люди этого не оценили.
К слову, переход на Чаплина восстановили, оборудовали его камерами, которые подключены к системе «Безопасный город», будем открывать вновь.
— В недавнем интервью заместитель губернатора Евгений Заболотный назвал очень точные цифры: в Тюмени необходимо построить и реконструировать 39 развязок, четыре моста и 13 улиц. Такое ощущение, что существует четкая, долгосрочная концепция по развитию дорожной сети.
— Есть понимание. В городе Тюмени — две преграды: Транссиб и река. Мы уверены, что в таких условиях движение надо строить по магистралям непрерывного движения. То есть отказаться от обилия светофоров и перекрестков, с которых можно уехать в любую сторону, а прийти к тому, чтобы, может быть, с незначительным перепробегом машины двигались постоянно. Таких магистралей в городе будет несколько, основные — Мельникайте, Монтажников и обход Тюмени.
Недостроенный Восточный обход состоит из пяти пусковых комплексов. Первый — мост через Туру на Лесобазе — сейчас строится. Пятый — «клеверный лист» на трассе Тюмень — Ханты-Мансийск — развязка практически построена, будет сдана вместе с первым пусковым. Второй и третий пусковые комплексы — это дорога от улицы Дамбовской до бывших деревень Зайковой, Быковой, Копытовой с выходом на Старый Тобольский тракт. По обоим комплексам проектная документация разработана, но есть проблемы с землеотводом и некоторыми техническими условиями. Четвертый пусковой — от Старого Тобольского тракта до дороги Тюмень — Ханты-Мансийск с пересечением Ялуторовского тракта и переходом через железную дорогу — техническая часть проекта прошла экспертизу, по сметной устраняются замечания. По примерным подсчетам, необходимо еще 11 миллиардов рублей, чтобы все это построить.
Реконструкция улицы Мельникайте предполагает строительство развязок на пересечениях ее с другими улицами. Это выход на Ожогина, кольцо Мельникайте — Федюнинского, пересечение с улицами 30 лет Победы, Республики, 50 лет Октября, Дружбы… Для пробивки дороги до Велижанского тракта пока нет проекта. Проекты остальных развязок в разной стадии готовности. Например, по поводу пересечения улиц 30 лет Победы и Мельникайте сейчас решается, то ли делать реконструкцию существующего путепровода через Транссиб, то ли строить новую развязку — этим занимается город.
Улица Монтажников. На выходе проект развязки Монтажников — Федюнинского. В этом году завершится пробивка этой улицы от Федюнинского до Широтной. На развязке через Транссиб доделываем съезды. Развязку 50 лет Октября -Республики «Мостострой-11» обещал запустить в этом году.
Все это развязки. В городе основной тип — эстакада над кольцом, потому что очень стесненные условия. Построить «клеверный лист» — это множество изъятий по земле, по переносу коммуникаций.
— То есть можно ожидать, что в районе площади Памяти над улицей Республики появится дуга эстакады?
— Да, но, может быть, не очень скоро.
— А какие, вообще, сроки?
— По обходу — планировали к 2017 году. С учетом нынешних инвестиционных возможностей пока неясно. Ответить, когда построим 56 объектов, я затрудняюсь, честное слово. Их сейчас 56, а через какое-то время станет 66, даже если будем вводить по четыре объекта в год. Мы уже не успеваем. Это к вопросу о том, можно ли все дорожные проблемы решить только строительством развязок. Я работаю в управлении с 2011 года и постоянно повторяю, что нет. Нужны и принципиально другие подходы — к организации транспортного обслуживания, в частности.
— Есть ли идеал, к которому вы стремились, разрабатывая концепцию?
— Можно сказать, что это квинтэссенция мирового опыта. Ориентировались и на генеральный план, все эти возможности в нем определены: мы ничего не придумывали. Наша задача выбрать приоритеты — какую развязку строить вперед и какого типа. Почему так? Мы считаем, что эффект будет большим от магистралей непрерывного движения. Таково наше экспертное мнение.
Есть ведь еще параллельный план с изолированием пешеходных потоков. Например, строительство надземного пешеходного перехода на улице Гнаровской позволит нам, запретив левый поворот с нее на ул. Мельникайте, убрать светофор (с возможностью разворота чуть дальше). Это позволит машинам двигаться от ул. Федюнинского до ул. 30 лет Победы без остановок. Пробки зачастую создаются не количеством машин, а остановками в пути.
— Мост через Транссиб по улице Мельникайте построили в 1998 году, сейчас вы сказали о его возможной реконструкции. Не слишком ли дорогое удовольствие переделывать относительно новый мост?
— Надо смотреть, проектной документации пока нет. Насчет дороговизны — с чем мы сравниваем? С экономическим эффектом, с увеличением пропускной способности, с ростом товарооборота — с чем?
— Вы учитываете чужие ошибки?
— Стараемся.
— Генплан разработан до 2040 года, не боитесь ли вы.
— Нет, не боюсь.
— ... что будет новый генплан, придут новые люди, скажут: что-то тут придумывали до нас, развязки строили, а мы теперь сделаем все по-новому?
— Готов уступить свое место тому, кто сможет сделать лучше.
— ... Тюмень сбавит темпы роста, начнется отток людей, все пересядут на автобусы.
— На одной из конференций нам говорили о новых трендах в урбанистике. Так вот есть в научной среде мнение, что, в связи с развитием средств коммуникаций и технологий, города скоро вообще будут не нужны. Это сейчас их границы размываются, а следом придут обособленные жилища, которые смогут обходиться без централизованных систем жизнеобеспечения. Придут другие люди и сделают лучше? Просто будут другие времена.
Страха нет, потому что мы уже отстаем. А того, что все это будет не нужно, — не предсказать. Знаете, какую проблему градоначальники начала XIX века считали главной? Они говорили, что города скоро будут утоплены в навозе, в конце века невозможно будет убирать этот навоз — так много будет в городе лошадей!.. Пока мы каждый день ликвидируем отставание, страха у меня нет. Начнем обгонять — перестроимся.
***
фото: Дорожная красота;Андрей Чистяков.