Театру «Будильник» негде звонить
Спектакль «Расщепление» театра «Будильник» собрал аншлаг в актовом зале академии международной экономики, управления и права.
Помимо ровесников актеров, увидеть постановку пришли и маститые театралы -например, профессор института культуры Марина Жабровец и автор текста-основы спектакля тюменский писатель Артем Татаринов. Недавно «Будильник» получил грант областного правительства на осуществление проекта, о чем режиссер студии Юрий Демчук с радостью сообщил перед началом спектакля.
Несмотря на эту приятную и полезную помощь, молодой театр испытывает немало проблем. О них мы поговорили с режиссером.
— Вообще, я не слишком надеялся получить грант. Потому что для этого недостаточно иметь замысел спектакля. Надо подготовить описание проекта, собрать документы, составить и обосновать смету. В общем, нужна работа целого канцелярского аппарата. Для таких мощных структур, как драмтеатр, «Ангажемент» или театр кукол это, наверное, плевое дело. А для нас — неподъемный груз, который не оставит времени собственно на театральную работу.
И все-таки мы решили дерзнуть. В течение месяца готовили документы. Начальник отдела реализации культурной политики областного департамента культуры Наталья Сизова поддержала нас. В итоге грант получили. Надеюсь, работой мы оправдали это доверие.
— Ваш театр — студенческий или вуз просто предоставляет сцену?
— Изначально это студия оригинального жанра ТГАМЭУП. Но я сразу объяснил актерам, что в моих планах — не только выступления на студвесне. Постепенно сложился театр-студия «Будильник» — в сентябре нам исполнится пять лет. Можем похвастать несколькими наградами, последняя — гран-при международного фестиваля «Икариада-2014» в Казани. А сейчас, когда ТГАМЭУП закрывается, мы теряем площадку. Театру негде жить. Буквально сразу после премьеры нас попросили свернуться и вывезти декорации. Но вывозить пока некуда.
— Получается, театр-грантополучатель остался без помещения?
— К сожалению, это так. Тем не менее, спектакль «Расщепление» останется прокатным. Мы надеемся, что сможем показывать его на пятом этаже драмтеатра, как и другую нашу постановку — «Апокалипсис». Но временная площадка — это не выход из положения, нам нужна постоянная прописка, творческая лаборатория. Ну, арендуем мы помещение на несколько месяцев, а потом куда? И репетировать невозможно, и зритель не станет бегать за нами. Еще один важный аспект — нужен центр города. Нам предлагали помещение на Войновке, но, боюсь, так далеко ради любительского театра никто не поедет.
— Какие-то варианты вы уже рассматривали? Можете ли вы для аренды воспользоваться деньгами, полученными по гранту?
— Мы поднимали тему отсутствия помещений на разных круглых столах. Обращались в торговые центры, ходили по городу, давали объявления. Везде стоимость аренды неподъемна для начинающей студии. Даже если мы решим снять помещение, денег хватит на два-три месяца. А деньги, полученные в рамках гранта, мы потратили на изготовление декораций, их доставку на площадку, работу технического персонала — звукорежиссера, светооператора, аренду дополнительного оборудования, на пошив костюмов. Проект осуществлен — больше денег тратить мы не имеем права.
Тем не менее, роль гранта очень значительна. Мы получили возможность поставить полномасштабный репертуарный спектакль. Это важно: спектакль — это наш хлеб, наше будущее. В любительских театрах постановки появляются нечасто, в лучшем случае, раз в полгода. Репертуарная постановка — это как информатор для журналиста, который каждую неделю рассказывает что-то важное и значимое. Остается лишь опубликовать его слова.
… Пять лет назад на сцене областной «Студенческой весны» мне довелось увидеть номер, поставленный Юрием Демчуком — смешение пластического спектакля и боди-арта. На сцене было очень много народа, и композиция была непростой, но каждый твердо знал свой маневр. То же было и в «Расщеплении»: видимо, Юрий по-прежнему много внимания уделяет сценическому движению. Лишь бы было, где это движение осуществлять.
***
фото: Сцена из спектакля «Расщепление».