X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Лучшая память героям — сохраненные леса

30 июня в лесном массиве близ поселков Боровский и Винзили почтили память лесников, погибших в крупном верховом пожаре в 1975 году.

… Сейчас тут растут маленькие сосенки, высаженные на месте гари пять лет назад. Но чуть поодаль шумят листьями и более старшие деревья. Те, что помнят 30 июня 1975-го. Тридцатиградусную жару, порывистый ветер и темную тучу, принесшую ураган. А затем самое страшное, что может случиться в лесу, — пожар.

Помнят, как в лес прибыли четверо знакомых людей. Они частенько тут появлялись во время обходов. Помощник лесничего Андрей Пандырев, лесники Григорий Шаркунов, Касымкан Сергазинов и бульдозерист Иван Пальянов быстро проложили минерализованную полосу — отрезали пламя от ценных припышминских боров. И лес вздохнул свободно -спасен. Но налетевший ураган поднял языки к кронам деревьев, и огонь перемахнул через заградительную полосу, встал стеной.

— Я был тогда инженером по охране и защите леса. На юге области в тот год несколько недель не было осадков, стояла жара, как сейчас, — вспоминает ветеран лесной отрасли Алексей Ташкинов. — Ситуация была чрезвычайно тяжелой. Получив известие о пожаре, лесничий этого участка Залесов, который находился в тот день в городе, тут же выехал обратно. Дознаватели потом установили, что скорость ветра достигала 40 м/с, а скорость огня -70 км/час…

Григорию Шаркунову оставался до пенсии один год. Касымкан Сергазинов был самым молодым — 46 лет. Все люди опытные, и хотелось думать, что — выйдут, справятся. После организовали поиски, и результат их был трагичным.

Алексей Петрович показал архивные снимки леса после пожара и вырезку из газеты 40-летней давности, где рассказано о храбрых защитниках «зеленого друга».

Сотрудники авиабазы, сжимая в руках гвоздики, слушали. Хмурясь, вглядывались в черно-белые снимки, на которых, как суровые корабельные мачты, высятся стволы погибших деревьев.

На том месте, где погибли лесники, в первый год поставили простой деляночный столб, а уже на следующий год появился обелиск с фамилиями погибших. Ветераны лесного хозяйства, сотрудники департамента лесного комплекса и тюменской авиабазы, дети из школьного лесничества положили к нему венки и цветы. Вспомнили каждого из героев.

Андрей Пандырев — участник Великой Отечественной войны. После окончания лесной школы с 1949 года постоянно работал в Тюменском лесхозе. Под его руководством было выращено более ста миллионов сеянцев сосны и других пород в питомниках. Создано больше тысячи гектаров хвойных насаждений.

Григорий Шаркунов тоже участвовал в боях с фашистами. В лесхозе работал десять лет, и обход Григория Михайловича был одним из лучших в области. Он любил лес и старался передать эту любовь молодому поколению, его часто видели беседующим со школьниками.

Иван Пальянов работал бульдозеристом с 1973 года. Хорошо знал свое дело, владел техникой, и, по воспоминаниях тех, кто его знал, был очень обаятельным человеком.

А Касымкан Сергазинов вырос в степи, в безлесном краю. Может, поэтому в зрелом возрасте так полюбил лес и зорко оберегал от невзгод.

— Отец был хорошим человеком, главой большой семьи, — вспоминает сын Сергазинова, Каликан Касымканович. — Нас было семеро детей. Чтобы всех прокормить, он день и ночь пропадал на работе. Всех нас воспитал, дал образование. Говорят, что они имели возможность уйти, спастись. Но это были люди особой закалки — боролись до последнего, защищали лесные богатства. Потеряли мы отца — тяжело. Спасибо, что до сих пор помните!

… Все четверо лесников посмертно награждены орденами «Знак Почета». Родные предложили обратиться с письмом в ответственные инстанции, чтобы имена героев увековечили в названиях улиц. Департамент лесного комплекса готов поддержать это письмо своим ходатайством.

Но как сказал Алексей Ташкинов, хотелось бы, чтобы лучшей памятью этим настоящим, сильным людям были сохраненные леса.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта