Повод для радости?
В СМИ все чаще появляются цитаты высокопоставленных чиновников о необходимости увеличения пенсионного возраста. Глава Минтруда РФ Максим Топилин недавно заявил, что решение по этому вопросу будет принято до конца текущего года.
По его словам, за полгода подконтрольное ему ведомство совместно с Пенсионным фондом РФ соберет аналитические материалы для обоснованного обсуждения.
Мы решили помочь министерству в этой работе и спросили тюменцев: «Радует ли вас увеличение трудового периода вашей жизни?»
Надежда Летуновских, менеджер:
— Мне в этом году исполнится 50 лет, так что меня, надеюсь, эти перемены уже не коснутся. Но я против того, чтобы мои дети работали до глубокой старости. Конечно, пенсии в нашей стране нищенские, но это хоть какое-то подспорье. Заработав пенсию, если хватит здоровья и будет желание, можно продолжать трудиться, но уже не бояться, что завтра тебя сократят, и ты останешься без куска хлеба. Говорят, что сейчас старикам не с чего пенсии платить, потому что молодежи мало. А я думаю, что нужно просто строже спрашивать с тех, кто управляет средствами Пенсионного фонда. Помню, пару лет назад в прессе были публикации по поводу растраты миллиардов пенсионных денег. Но я ничего не слышала о том, чтобы виновных наказали, а деньги вернули бы в Пенсионный фонд.
Наум Германовский, 26 лет, юрист:
— Продлят ли официальную трудовую жизнь или нет, мне все равно. Потому что всерьез рассчитывать на пенсию не приходится. Лишние пять лет — не сделают погоды. Я лично собираюсь прикупить пару квартир, сдавать их и жить на ренту. Надеяться на государственную опеку — опрометчиво.
Анна Курочкина, 30 лет, секретарь:
— Хочу работать подольше, чтобы в пожилом возрасте не терять бодрость духа, но решать это предпочту сама, а не с помощью государства.
Петр Степанов, 27 лет, преподаватель:
— Категорически против. Это личное: я до сих пор не могу получить достойных часов на кафедре, так как старые-добрые преподаватели сидят на своих местах десятилетиями, и конца этому не видно. Я их уважаю и люблю, но уже не одному молодому ученому пришлось заняться чем-то другим, так как пробиться через эту стену просто нереально. А если еще им разрешат уходить на пенсию позже — туши свет.
Валентина Беляева, временно безработная:
— Демографическая яма, конечно, была в 90-е годы, но исправит ли ситуацию повышение возраста выхода на пенсию — вопрос спорный. Есть, к примеру, депутаты или члены правления каких-то госкорпораций, которые могут и до 80 лет занимать свои должности. А у многих людей работа очень тяжелая, и они уже к 50 годам полностью изнашиваются. Опять же региональные особенности надо учитывать. К примеру, климат в южных регионах страны и на севере — огромная разница. И еще: куда девать молодежь, если уже сейчас им трудно трудоустроиться?
Светлана Дубинская, домохозяйка:
— Я благодарна мужу за то, что в свои 45 лет могу не работать. Если бы не он, я бы и так трудилась до 60 лет — нужда заставит. Сейчас многие, достигнув пенсионного возраста, еще лет пять работают. Не от хорошей жизни. Так что, в увеличении пенсионного возраста есть хоть какой-то плюс: с работы как пенсионера не попросят.
Ольга Быкова, муниципальный служащий:
— Я скорее против увеличения пенсионного возраста. Потому что средняя продолжительность жизни в нашей стране не высока. А к пенсии здоровье людей уже настолько плохое, что старики потом большую часть пенсии отдают на лекарства. Поэтому прежде надо позаботиться об улучшении здоровья населения.
Юлия, трудовой стаж 12 лет:
— Я понимаю, зачем этого хотят — денег не хватает в фонде. И мне не нравится такое решение, потому что средняя продолжительность жизни у нас в стране не растет так быстро. И фактически люди имеют шанс — особенно мужчины — не дожить до момента выхода на пенсию.
Наталья Бажанова, педагог дополнительного образования:
— Конечно, не рада такой перспективе. До пенсии еще далеко, а здоровье и так уже расшаталось, и суставы болят. Да и внуков нужно кому-то нянчить. Я за то, чтобы ничего не менялось. Думаю, другие женщины разделят мое мнение.
Алиса Захарова, 16 лет:
— Даже несмотря на то, что я пока учусь в школе, мне нравится эта идея — больше работать! Труд приносит духовное очищение, особенно любимое дело, и я бы не была против работать дольше. Может, я еще слишком наивная?
Наталья, трудовой стаж 25 лет:
— Как-то не очень радует, признаться. Не то, чтобы я после 55-ти планировала бездельничать и тихонько стареть, сидя на шее у государства, но надо и молодым дать поработать — с азартом, со свежими идеями.
Алексей, социолог:
— Все эти мутные разговоры о повышении порога пенсионного возраста, о пропавших куда-то наших отчислениях заставляют задуматься: нужно ли мне официальное трудоустройство? Если только кредит получить. А вообще я «на халтуре» зарабатываю больше, чем по основному месту.
Татьяна Муратова, мама тройняшек:
— Да какая там радость, что работать придется до 60 лет, например. Это не радость, а жизненная необходимость. Особенно для многодетных мам, которые воспитывают детей без отцов. Боюсь, что мне и до 80-ти работать бы пришлось, независимо от наступления пенсионного возраста. Чем старше становятся мои девчонки, тем больше затрат не только на одежду, но и на обучение, лечение, отдых. Так что я бы все равно не отдыхала: была бы только работа и здоровье не подводило.
Валентина Кондрашова, кондуктор:
— Мне до пенсии еще пять лет работать, но я бы хоть сейчас ушла: устаешь на смене зверски, да и народ пошел агрессивный, чуть что, чуть ли не с кулаками на тебя бросаются. Но хлеб насущный никогда так просто не дается, все равно силы и здоровье забирает. Хотя многие, я знаю, только за то, чтобы работать подольше, лишь бы не выгоняли, не говорили: «Кому ты старик нужен, дай молодым дорогу». Да и что на пенсии-то делать? Цветочки на даче поливать?
Светлана, 59 лет:
— Не первый год порываюсь уволиться и все не могу решиться. Страшно: кто будет кормить семью, детям помогать? Да и пока на ногах, вроде, жить веселей. Поэтому от каких-то там решений властей, мне кажется, ничего не зависит. Есть у человека деньги — он уйдет с работы раньше. А нет, так и пенсия не спасет: помрет на рабочем месте.