Скользкие рельсы строительного образования
Как подружить молодого специалиста-строителя и его будущего работодателя, представители обеих сфер — образования и экономики — обсудили за круглым столом в архитектурно-строительном университете.
Реальность, в которой жили родители, преподаватели и будущие начальники нынешних студентов, сильно меняется. Например, ТюмГАСУ теперь выпускает только бакалавров. У новой системы образования немало шероховатостей, признал ректор вуза Александр Набоков.
— Сейчас практика занимает три недели. За это время ничему не научишься, — говорит он. -Надеюсь, мы сможем успешно перейти на новые рельсы подготовки специалистов. На базе завода ЖБИ-3 запускаем проект, результаты которого будут видны через два-три года. Тогда поймем, куда идем.
Проблема в том, что молодежь на производстве не ждут. А без практики строительное образование становится неполным. Когда учебный центр «УПФИР» обучал слушателей по заявкам работодателей, проблем не было, рассказала директор центра Анна Кашкарова. Сейчас же студентов на практику не берут, но все так же впоследствии требуют от них качественной работы.
— Подготовили 20 экскаваторщиков — никто не берет на предприятие, — говорит Кашкарова. -Потом одна компания взяла восьмерых. Но там им сказали: документы по практике мы вам оформим, а до техники не допустим. Я очень прошу работодателей находить возможности для приглашения студентов!
Почти в один голос руководители компаний отвечали: молодые специалисты нам нужны, и приглашать их на практику мы хотим! Но и у работодателей есть свои условия. Гендиректор «ЖБИ-3» Владимир Соловьев посетовал: решите организационные проблемы!
— Нам направляют студенческий отряд, а мы должны прикрепить к ним своего мастера. Это неудобно для производства. С ними на практику должен идти свой мастер-педагог. Хотя я понимаю, что у ТюмГАСУ таких ресурсов нет.
По мнению заслуженного строителя России Бориса Ройтблата, существует законодательный пробел, из-за которого этим летом даже крупные компании не берут практикантов — слишком велики издержки. Возможно, налоговые льготы помогут делу, предполагает Ройтблат.
За проблемами с практикой логично следует и сложность с трудоустройством. Здесь хорошим подспорьем должны быть студенческие строительные отряды. Они могут рассматриваться в качестве кадрового резерва для крупных фирм, считает руководитель ССО ТюмГАСУ Елена Доценко. Но фирмы отчего-то не идут навстречу.
— Есть тенденция к тому, что многие молодые люди сегодня хотят быть «белыми воротничками» и не работать руками, — говорит Елена. — Но и тем, кто хочет, сложно трудоустроиться. Мы создаем мало отрядов, потому что осенью еще не знаем, сколько их понадобится в следующем сезоне. Поэтому было бы полезнее получать заявки от работодателей заранее. Ведь, придя с летней практики, студент станет учиться осознаннее.
Отдельным вопросом остается положение учащихся техникумов и профучилищ. С одной стороны, руководители отмечают их преимущество перед бакалаврами. Владимир Соловьев, в частности, заявил, что образование стало еще хуже и короче (напомним, бакалавры учатся четыре года). По его словам, для инженеров нынешние студенты недостаточно хороши, а для техников — слишком: лучше фирма возьмет выпускника техникума с меньшим разрядом и, как следствие, меньшей зарплатой, но не хуже владеющего ремеслом.
Пока отрасль находится в неплохом состоянии, если верить цифрам: ежегодно на 1300 человек увеличивается занятость в этой сфере, строительные вакансии занимают 38 процентов от всего числа. Однако договариваться и вставать на новые рельсы нужно быстрее.
Как сказал гендиректор СК «Домострой» и член попечительского совета Тюменского техникума строительной индустрии Геннадий Воронко, если из-за всех перечисленных проблем интерес у молодых людей к строительной отрасли пропадет и они выберут что-то другое, мы потеряем рабочие руки.
***
фото: Александр Набоков.