Марафон. И игра на выживание
В горле пересохло. Глаза остекленели. Духота в зале ощущается кожей. Хочется лечь и не вставать, и ни с кем не разговаривать…
Таковы ощущения участника 24-часового марафона по игре «Что? Где? Когда?». На прошлой неделе он прошел в Тюмени в десятый раз.
Спортивный вариант ЧГК отличается от того, что вы смотрите по телевизору. Никаких смокингов и вечерних платьев, никакого волчка и помощников в белых перчатках. Вопросы читает ведущий (в этом году я сам отчитал 15 часов), а команды обсуждают решения за отдельными столами, по истечении минуты сдавая бланки со своими версиями ответа. Прелесть (или ужас?) марафонного формата в том, что игра идет 24 часа подряд.
Простора в зале Дома природы, техники и спорта на Геологоразведчиков не так уж много для двадцати команд. Столы стоят тесно. Чтобы пройти из конца зала к сцене, где я читаю вопросы, «ласточке» (человеку, собирающему бланки с ответами), нужно приложить немало усилий. Особенно учитывая, что они тоже делают это 24 часа.
Свой сотый правильный ответ первой дала тюменская команда «Тупо вата» — ироничные названия в ЧГК встречаются часто — уже в одиннадцатом часу вечера (начали марафон в 14.30). За призы, правда, им в итоге побороться не удалось. Игрок «Тупо ваты» Владислав Тайшин -один из тех, кто отыграл все 540 вопросов марафона. Вообще-то, здесь разрешено меняться и отдыхать, но для некоторых — дело чести провести за столом все 24 часа.
— Играть марафон нужно либо все сутки, либо не играть вообще — это мое мнение. Атмосфера здесь отличается от наших обычных воскресных игр. Все будто становятся ближе, объединенные общими муками. Люди стараются вместе выжить, -шутит Владислав.
… Я сменил предыдущего чтеца в девять вечера. Первый сложный момент для игрока (когда-то я и сам отыгрывал сутки) наступает в 22 часа, потом — уже под утро, в 3-4. Ведущему легче — думать над вопросами не надо. С другой стороны, от постоянного чтения устает горло, и вода помогает мало.
Один тур из 30 вопросов занимает примерно час. Перерыв между ними — минут 10-15. За это время нужно поесть, смыть сон, размять затекшие ноги. Ведущему время на отдых выкроить сложно: проверяю результаты команд, просматриваю вопросы следующего тура…
… Четвертый час ночи. В лидеры вырвались наш «ForУм» и нижнетагильская «Aurora Borealis», победившая на трех последних тюменских марафонах.
Чтобы не клевать носом, мне приходится читать стоя. Потом хожу по сцене, во время обсуждения посматривая в зал — надо следить, чтобы команды вовремя сдавали бланки ответов. Ноги не устают — устает сразу все.
В семь утра меня сменяет другой ведущий — Максим из студенческой команды «Поребрик». В моем распоряжении два часа. Иду домой — благо, живу недалеко — чтобы поесть и немного отдохнуть.
… Открываю глаза. На часах — 8.30. В девять надо быть в игровом зале. Тело и веки после часа сна отяжелели — лучше бы и не ложился, думаю я. Вернувшись в зал, меняю Максима и веду игру до самого конца.
Под утро игроки выглядят плохо. Еще недавно они улыбались друг другу и веселым песням в перерывах, сейчас — порядком помяты. Одновременно на лицах появляется какое-то просветление. Чем ближе к концу, тем хуже начинаю соображать и я — оговариваюсь, запинаюсь, путаю номера вопросов. Из зала добродушно подсказывают: вопрос номер 455.
Под конец марафона я уже устаю вести обратный отсчет — просто стучу пальцем по микрофону десять раз. В предпоследнем туре мы обновляем рекорд: до этого в Тюмени отыгрывали максимум 506 вопросов.
Нижнетагильцы уже догоняют «ForУм», но финишный рывок лучше удается тюменцам. Эта победа стала первой для наших команд на марафонах — до этого побеждали гости из других городов. Третье место заняла еще одна тюменская команда — «Камелот».
… Медали вручили, призеров поздравили. Все постепенно расходятся, унося с собой мусор — обертки от еды, пустые бутылки из-под газировки, исписанные листы бумаги. Зал выглядит потрепанным: здесь целые сутки находилось больше сотни человек. Они ели, пили, даже спали, при этом отвечая на логические вопросы по истории, культуре, науке. И тем же самым они будут заниматься в следующем году.
— Зачем вообще играть марафоны? — спрашиваю я Влада Тайшина.
— Не знаю. Убить бы того, кто это придумал, если честно. Может быть, автор идеи хотел проверить себя: как сыграет его команда, борясь не только с вопросами и соперниками, но и со сном, усталостью, голодом, жаждой?
Может показаться странным, что люди каждый год добровольно истязают себя 24-часовой игрой. Но дело в том, что это — не мучение. Для этих людей вместе искать ответы на вопросы — увлекательное занятие, и чем дольше они могут это делать, тем им лучше.
***
фото: Первый час игры;Последний час.