Герои затонувшего Сан-Франциско
«Разлом Сан-Андреас», США, Австралия, 2015. Режиссер Брэд Пейтон. В ролях: Дуэйн Джонсон, Карла Гуджино, Александра Даддарио, Хьюго Джонстон-Барт, Арт Паркинсон и др. Возрастное ограничение — 12+.
Фильмы-катастрофы — моя давняя, хотя и по-своему странная, привязанность. Помню, как караулил премьеру ленты «Послезавтра» — первой в ряду о возможном глобальном похолодании, новом «ледниковом периоде» -и попал в кинозал в назначенный час.
Потому и появление «Разлома Сан-Андреас» не могло пройти мимо меня. Это, действительно, блокбастер, что подтверждают кассовые сборы. Только в нашей стране, начиная с 28 мая, дня российской премьеры, картину Брэда Пейтона посмотрело почти два миллиона человек.
Притягательных точек несколько. Катастрофа как таковая (мощнейшее землетрясение накрывает обширную зону США, а в центре драматического повествования оказывается захлестнутый гигантским цунами город Сан-Франциско). Атлет N 1 в сегодняшнем Голливуде — недавний исполнитель роли Геракла Дуэйн «Скала» Джонсон. Две любовные линии -отец-спасатель и мама-ушедшая к другому (борьба за выживание дает им шанс на воссоединение), а также смелая дочь и ее не менее отважный бойфренд. И, разумеется, тщательно проработанные, а местами просто восхитительные компьютерные спецэффекты. Все-таки вид рушащихся башен и безмерная масса воды, сметающая все на своем пути, способны повергнуть нас в почти благоговейный ужас.
Смотрел фильм с живейшим интересом — но ловил себя на ощущении, что герой «Скалы» по имени Рей, профессиональный спасатель, чем-то меня раздражает. Наконец, сообразил: на протяжении всего экранного действа он выручает из большой беды только свою семью, используя, в частности, служебный вертолет.
Понимаю, что так придумано сценаристом, но ничего не могу с собой поделать. Ас спасения (как было заявлено в одной из первых сцен, когда Рей и его товарищи вытаскивают из пропасти девушку, рухнувшую туда со своим автомобилем) остался в стороне от вселенского несчастья и не был в первых рядах, как всегда. Что-то тут не так, что-то совсем не героическое.
Появилась даже шутливая мысль, где-то перед самым финалом: на фоне затопленного города Рей обретет свое новое счастье, но завтра его уволят — как дезертира, не прибывшего к месту сбора по сигналу командующего. Имеют на то законное право -где ты раньше был?
… Но это кино, и придираться к сюжету бессмысленно. Не перепишешь, не переснимешь. В остальном бритоголовый гигант хорош — проламывает двери; водит все мыслимые транспортные средства на земле и в воздухе; неутомимо откачивает почти утонувшую дочь и добивается нашего коллективного вздоха облегчения -задышала! И жена Эмма его полюбила снова, в один нескончаемый день апокалипсиса, — значит, есть за что. Вас когда-нибудь выбирала одна и та же женщина во второй раз? Вот-вот.
Красивая актриса Карла Гуджино (ее вы можете вспомнить по фильмам «Город грехов» и «Ночь в музее»), кстати, чуть комично смотрится на фоне высоченного и широкого, как шкаф, Джонсона. И выглядит излишне интеллигентной для его персонажа. Все, молчу-молчу, это я опять начал цепляться.
Лучше искренне похвалю 13-летнего ирландца Арта Паркинсона, сыгравшего младшего брата Бена, бойфренда девушки Блейк (они втроем выбираются из разрушенного города, а потом сражаются с волной на верхних этажах небоскреба). Самый юный исполнитель в этой картине имеет за плечами уже несколько ролей и даже был занят в одном из сезонов сверхпопулярного сериала «Игра престолов». Вот вам и мальчик, который в фильме носит чуть забавное имя Олли! Это, пожалуй, самый достоверный персонаж.
… А в финале, очень напоминающем другой, из «Послезавтра» (разве что снега и льда в кадре нет), развернется в нужный момент новенький, с иголочки, американский флаг. Кто бы сомневался! Звездно-полосатый словно только что достали из кладовой и пропустили через утюг…
«Отстроим!» — глядя на развалины, уверенно говорит спасатель Рей. А вокруг суетятся дилетанты из национальной гвардии. Любители, которые сейчас работают за профессионала.