В Горноправдинск и обратно
Взгляните на состав ФК «Тюмень» за последние пять лет и задайте себе вопрос: кого-нибудь из состава, кроме Дмитрия Зарвы, вы бы смогли назвать тюменским футболистом? Вряд ли. Таковы реалии современного футбола.
Ни один клуб России не может добиться значимых успехов, имея в своем составе даже четверть команды доморощенных футболистов. За свою карьеру игроки по разным причинам вынуждены менять клубы. И очень редко возвращаются туда, где начинали.
А ведь когда-то преданность футболиста одной команде являлась чуть ли не главной составляющей успеха. Были и в тюменском футболе такие люди, что связали всю свою карьеру с родным городом. И не потому, что не звали в иные города и веси. Хотелось играть перед своими болельщиками, с лучшими друзьями-партнерами по команде. Да и, что тоже весьма немаловажно, жить дома! Наконец, играло большую роль доверие тренера.
Не хватит пальцев обеих рук, чтобы сосчитать, сколько сезонов провели в тюменской команде Равиль Гильманов, Фарид Аюпов, Анатолий Щетков и более молодые — Евгений Маслов, Виктор Тренев, Константин Фишман…
Но есть и те, кто когда-то приехал в наш город вроде бы временно, помочь команде решить какую-то локальную задачу. А в итоге остались преданными тюменскому футболу на долгие-долгие годы. Как это произошло с Александром Мильдусом, Виктором Хвостовым, Равилем Умяровым, Евгением Зарвой, Павлом Черных…
Но одним из первых в этом ряду стал Валерий Константинович Зайцев.
Уроженец Уфы, родившийся за полтора месяца до начала Великой Отечественной, он впервые увидел Тюмень в 1963-м. 22-летний футболист прибыл к нам по приглашению главного тренера команды мастеров «Прибой» Марка Судата.
Время тогда для тюменского футбола было смутное. Прошедший сезон оказался провальным. Третий год команда прозябала в подвале турнирной таблицы. В игре наблюдались безволие и обреченность. Болельщики ставили под сомнение трансферную политику клуба, обвиняли игроков в отсутствии мастерства и требовали передать команду другому ведомству. В конце сезона в общесоюзном еженедельнике «Футбол» появилась информация о том, что тюменский «Геолог» планируют исключить из класса «Б». В вину ставились отсутствие подготовки местных футболистов и, как следствие, невыполнение основных условий для команды мастеров.
Команду тогда удалось спасти -ее передали под патронаж судостроительного завода. Клуб сменил название сначала на «Труд», но новые опекуны настояли на имени «Прибой». Пришлось по максимуму избавиться от приезжих футболистов и пополнить состав тюменской молодежью.
Главным тренером позвали преподавателя Омского института физической культуры Марка Исааковича Судата, которому предстояло точечно усилить команду варягами, но костяк непременно собрать из местных. География поиска игроков ограничивалась Тюменью, Ишимом, Тобольском (и, в крайнем случае, Курганом и Омском).
Вот в такое непростое для команды время и появился у нас воспитанник группы подготовки уфимского «Строителя» Валерий Зайцев. К тому времени он уже окончил омский инфизкульт, где занимался под началом Судата, а также побывал на сборах с командой мастеров нижнетагильского «Уральца».
В первом же сезоне Зайцев закрепился в основном составе «Прибоя», играя на позиции защитника. Но революции в одиночку не сделал: результаты коллектива по-прежнему оставляли желать лучшего.
В 1965-м году тюменскую команду передали в подчинение «Главтюменьнефтегазу». «Прибой» превратился в «Нефтяник» и существенно обновил состав. Однако по кандидатуре Зайцева вопросов не возникло, и он оправдал доверие — в следующем сезоне был одним из ключевых игроков, пропустив лишь два матча. Жаль, что, невзирая на тяжелую борьбу и все старания лидеров, «Нефтяник» продолжил бесславную традицию предшественников, заняв предпоследнее место в зональном турнире первенства СССР по классу «Б».
По окончании сезона-1965 Валерий находился в ожидании принудительного расставания с Тюменью. Пришла пора служить в Советской армии. Новый тренерский штаб «Нефтяника» на него как на игрока не рассчитывал, но позволил Зайцеву остаться в команде. Помогло наличие диплома института физической культуры. В неполные 25 лет его назначили помощником старшего тренера — правда, всего на несколько месяцев. После чего настало время армейской службы в Новосибирске.
В армии Зайцев продолжил карьеру в качестве игрока второй команды СКА. Тянуло побыстрее вернуться в Тюмень, где осталось много друзей. Но более важным представлялось другое: ни в родной Уфе, ни в Нижнем Тагиле, ни, тем более, в Новосибирске, он не чувствовал себя таким востребованным, как это было в Тюмени.
Уволился в запас, примчался обратно — и. понял, что ошибся. Комплектование «Нефтяника» к тому времени перешло на новый уровень. Тюменская команда впервые со времени своего основания достойно завершила первенство, заняв пятое место. И от тренеров потребовали поддержать достигнутый уровень. Поэтому зачислить в состав футболиста, год не игравшего в серьезных турнирах, просто не рискнули.
Уехать? Все бросить?.. Нет, это не для Валерия Зайцева. Есть ведь друзья, те, кто поможет в трудную минуту (тем более дружить он умел и умеет до сих пор).
Нашлось крепкое плечо, на которое он смог опереться. В 1967-м Валерий устроился на Тюменский моторный и с первых дней начал активно работать с заводской командой. Пришлось совмещать обязанности — и главный организатор, и тренер, и игрок (чему был поначалу только рад). Вскоре понял, однако, что уровень, на котором оказался, значительно уступает его амбициям.
И тут вновь помог один из друзей. Известный в то время хоккеист Игорь Моргунов познакомил Зайцева с Фарманом Салмановым, возглавлявшим Правдинскую нефтеразведочную экспедицию. Это был большой знаток и любитель футбола, мечтавший создать серьезную команду, которая могла бы достойно представлять Тюменскую область во всесоюзном первенстве. Но времени заниматься этим у него катастрофически не хватало.
А тут появляется Зайцев. Молодой, но уже поигравший на хорошем уровне футболист — вот тебе оплот защиты будущего коллектива. Дипломированный спортивный специалист — вот тебе и тренер. Коммуникабельный и разносторонне грамотный человек — стало быть, потенциальный начальник команды и ее администратор.
Плюс ко всему, супруга Валерия оказалась дипломированной гимнасткой — значит, будет чем заняться в свободное время девушкам Горноправдинска.
Фарман Салманов принял решение, и Зайцевы, не раздумывая, собрали чемоданы и отправились поднимать спорт в северной глубинке.
Создаваемую в поселке команду решили назвать «Геолог», и зимой 1967 года она была заявлена на первенство Тюменской области.
Вот как вспоминает об этом Валерий Константинович (недавно приезжавший в Тюмень на матч «Уфы» с «Уралом» — и это была для меня счастливая возможность пообщаться с ним):
— Фарман Курбанович помогал во всем. К нему можно было обратиться по любому вопросу обеспечения команды, вплоть до шнурков к бутсам. Стадион пришлось строить на противоположном от Горноправдинска берегу реки. Так вот, приезжие команды, мы и болельщики летали туда на вертолете, который по личному распоряжению Салманова предоставлялся в наше распоряжение. Представляете любительскую команду, имеющую свой чартер?!
… Шесть хороших лет провел Зайцев в Горноправдинске. За это время команда неоднократно выигрывала первенство области, а в 1969-м дошла до полуфинала Кубка СССР среди коллективов физкультуры и стала второй в Кубке РСФСР.
Главная же цель, поставленная «отцом-основателем», так и осталась мечтой. Чтобы выйти в класс «Б», необходимо было побеждать в переходных матчах главную команду области — тюменский «Нефтяник». А сделать это «выскочкам» из поселка нефтеразведчиков никто бы не позволил.
— Переходные матчи, конечно же, устраивались, но были они, скорее, для галочки: вот, мол, есть конкуренция команде мастеров. На деле же бывало так: приезжаем с «Геологом» на матч, а Центральный стадион занесен снегом (переходные игры назначались по окончании сезона — как правило, в ноябре).
Нам говорили примерно так: «Зачем мучить футболистов команды мастеров? Они — в отпуске. Да и вам тоже надо отдохнуть… Все равно проиграете им!»
Окончание следует.
***
фото: Защитник «Прибоя» Зайцев играет головой в одном из матчей первенства (слева — Равиль Гильманов, справа -Александр Мильдус);Валерий Константинович и Павел Черных в 2011-м: старым товарищам есть о чем поговорить.