О пестиках и тычинках
Долгое время и некоторые родители, и религиозная общественность выступали против преподавания полового просвещения в школах. В любой форме. Но недавно на заседании комиссии Общественной палаты по развитию науки и образования РФ прозвучало предложение: ввести в школьную программу новый обязательный предмет — «Нравственные основы семейной жизни».
— На мой взгляд, родители, избегающие знакомить старшеклассников с физиологической стороной взросления и межличностных отношений, поступают, как страусы, которые прячут голову в песок, — говорит Юлия Волкова, заведующая детско-подростковым отделением психоневрологического диспансера. — От того, что мы обойдем эту тему молчанием, физическое развитие детей не остановится, они не перестанут взрослеть и проявлять интерес к отношениям полов. Конечно, некоторое представление о физиологии человека школьники получают на уроках биологии, но этого совершенно недостаточно, чтобы уберечь их от опрометчивых поступков, влекущих за собой далеко идущие последствия. 10-11-классникам нужно рассказывать и о контрацепции, и о планировании семьи, но делать это должны специалисты — сексопатологи, акушеры-гинекологи, урологи. Никак не учителя-предметники, которые и сами порой не знают ответов на вопросы, волнующие подростков.
Поговорить со старшими школьниками о такой важной части взрослой жизни как отношения мужчины и женщины — эта идея пришла в голову протоиерею Димитрию (Смирнову), церковному и общественному деятелю, настоятелю храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в городе Москва. Также он известен как ведущий программы «Благовещение» на радио «Радонеж» и нескольких тематических программ на телеканалах.
Протоиерей Димитрий заявил, что для школьных занятий 10-11-классников уже готово учебно-методическое пособие « Нравственные основы семейной жизни». Как сказано в описании к учебникам, они «не являются узкоконфессионально ориентированными и носят светский характер». Также поясняется, что «содержание учебного материала раскрывается авторами на основе достижений из разных научных областей: от культурологии и психологии до христианской этики и богословия».
Может показаться не совсем очевидным, как «светский характер» соотносится с «христианской этикой» и тем более «богословием». Но ответ на этот вопрос мы получаем, взглянув на авторов: иерей Дмитрий Моисеев, который является кандидатом биологических наук, и монахиня Нина (Крыгина), которая имеет степень кандидата психологических наук.
Отмечается, что авторы формировали фактологическую наполненность учебного пособия, «опираясь на свои профессиональные знания и опыт». Трудно сказать, как пригодится в семейной жизни монастырский опыт…
Ознакомиться с содержанием учебников можно в сети Интернет. Первое, что бросается в глаза, если судить по оглавлению:
отсутствие параграфов, посвященных биологическим, физиологическим и медицинским аспектам семейной жизни.
… В учебнике для 10-классни-ков не меньше половины текста посвящено темам: «Кто я?» (включая некие «тайны пола» и «тайны возраста») и «Я и другие» (в том числе определениям мужественности и женственности). Вопросы добрачных отношений в учебнике раскрыты в трех коротких параграфах: «Любовь и влюбленность», «Испытание чувств» и «Предбрачный период».
Видимо, по мнению авторов пособия, все юношеские проблемы, возникающие из отношений между мальчиками и девочками, этими тремя пунктами и ограничиваются. После коротких переглядываний и робкого держания за руку сразу же следует тема «Союз двух родов». В дальнейшем школьники узнают о «самом важном дне» и первом годе совместной жизни, а затем их уже ждет глава «Молодые родители», включающая в себя тему «Не убий» , где рассказывается об известно какой медицинской процедуре. Правда, содержание этой темы вызывает некоторые сомнения: «А участвовал ли в ее составлении хоть один человек с высшим медицинским образованием?»
— В половую жизнь юноши и девушки сейчас вступают достаточно рано. И незнание элементарных медицинских и гигиенических аспектов часто оборачивается для них трагедией, — говорит Юлия Волкова. — Нам нужно формировать культуру контрацепции. И в этом, как ни странно, куда больше преуспевают родители мальчиков. Они не стесняются положить сыну в рюкзак презервативы. В то время как родители девушек по-прежнему уповают, что пропаганда воздержания — залог безопасности. А потом девчушки беременеют, бросают детей или даже убивают их, а при хорошем исходе малышей усыновляют родители девушек, но даже это, как вы понимаете, не идеальное решение проблемы. А ведь всего лишь нужно рассказывать о предохранении. Причем, на мой взгляд, в первую очередь говорить об этом нужно с родителями. Жаль только, что даже если организовать такие курсы, придут на них те родители, которые и так готовы к диалогу со своими детьми. А папы и мамы, которые утверждают, что любые разговоры «про это» только подталкивают детей к раннему началу половой жизни, так и останутся при своем мнении. Меня это всегда удивляет: как будто детей нужно подталкивать! Их подталкивает собственное тело, гормональный фон. Более чем достаточно, чтобы интерес пробудился. И глазами, опущенными долу, этот интерес не погасить. Только знания, причем полученные из достоверных источников — от врачей, — могут сократить количество ранних беременностей и абортов.
. Учебник для 11 класса уходит еще дальше. Тут, например, появляются темы «Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа» и «Жена — хранительница домашнего очага». А также выпадающие из контекста светского пособия темы: «Семья в религиозной традиции» и « Святые семейства. Святые покровители семьи». В общем, старшеклассники получают ответы на все вопросы, кроме тех, которые им реально хотелось бы задать.
… Хочется надеяться, что глас медицинской общественности все же будет услышан. Врачи плохого не посоветуют.