Играем в самосуд
«Неуловимые», Россия, 2015. Режиссер Артем Аксененко. В главных ролях: Александра Бортич, Иван Шахназаров, Илья Малянин, Анвар Халилулаев, Денис Шведов. Возрастное ограничение 16+.
Никаких лошадей, револьверов, косовороток и женских платочков. Никаких мертвых, что «у дороги с косами стоят — и тишина!» Мстители вернулись, но это совсем не те славные ребята, что гонялись по украинской степи за бандами Сидора Лютого и батьки Бурнаша.
Сейчас нас невольно, а может быть, и сознательно отсылают к советской киноленте 1966 года, имевшей огромный успех. Феномен «Неуловимых мстителей» режиссера Эдмонда Кеосаяна был в том, что создатели фильма гениально угадали тогдашнюю потребность массового молодежного зрителя — увидеть на экране героев-сверстников, сражающихся с опасным врагом и побеждающих его. Свеж, нов, юн был для нашего кино и сам жанр боевика, этакого «вестерна» о Гражданской войне.
. Через полвека тот же набор молодых борцов за правду (трое юношей и одна девушка, и вряд ли это просто совпадение) противостоит хорошему бизнесмену, но плохому человеку. Странно, что, при таких капиталах, он оказывается при ближайшем рассмотрении очень нервным, дергающимся, непредсказуемым и мало способным контролировать самого себя. Но головная боль партнеров и секретарш тут не в счет. Сергей Полянский (так зовут персонажа актера Дениса Шведова) ночью сбивает на пешеходном переходе девушку. И удирает с места происшествия.
Его вычислили, есть видео, подтверждающее, что виновен именно он. Но связи Полянского слишком широки, он оказывается неприкасаемым.
И тогда Кира, чья подруга лежит в реанимационной палате, начинает свой «крестовый поход» за справедливостью. Вины Полянский не признает, денег на срочную операцию не дает — значит, должен быть примерно наказан. А средства можно отнять, если суметь. Не вполне законными методами — к чему готовы и Кира, и ее друзья Федя и Артем.
Примкнет к этой маленькой компании «не вооруженных, но очень опасных» и компьютерный гений под псевдонимом Анонимус. Худенький и вроде бы не спортивный, он забирается на башенные краны и по-цирковому сигает с них на крыши домов. И, кроме того, имеет портативное устройство, чтобы подчинить себе все близлежащие уличные экраны, заменив рекламу своими пылкими выступлениями под маской «нового Зорро».
Где-то ближе к середине фильма я догадался, что Полянскому сильно не поздоровится. И наш квартет, действуя напористо и с фантазией (коробит от такой изощренности — из Интернета вычитали или сами придумали?), доводит олигарха до белого каления. Он теперь путает явь и сон. Да еще и приобретает благодаря «неуловимым» остров в океане, который на самом деле (поверим в это и мы) принадлежит голливудской звезде Анджелине Джоли.
C операцией, слава Богу, не опоздали. Да еще и щедро пожертвовали в фонд помощи пострадавшим в ДТП. Анонимус (он же Женя), впрочем, немного поворчал: миллиончик зеленых американских рублей можно было бы оставить и себе.
Между строк читается — в другой раз. Ребята явно вошли во вкус. Вседозволенность — она, увы и ах, может предопределить всю дальнейшую жизнь молодых людей. Вот о чем я подумал, когда «великолепная четверка» триумфально покидала стены бедненькой больницы, где, конечно, олигархи не лечатся.
Любопытно, что один из маститых столичных критиков написал в своей рецензии, что у героев фильма — слишком слабый противник. Слабый до ненатуральности. И вообще непонятно, как такой человек мог преуспеть в большом бизнесе.
Еще более удивительным выглядит факт из реальной жизни: бизнесмен, которого действительно зовут Сергей Полянский, предъявил иск российскому филиалу компании «20th Century Fox» (осуществляющему прокат «Неуловимых» в нашей стране) — причем, ни более ни менее чем на один миллиард долларов!
Киношники отмазываются: мол, все имена и фамилии, а равно и события — вымышлены (есть такая надпись в титрах). Добавлю от себя, что в пору съемок неплохо было бы навести справки и, вероятнее всего, узнать о существовании реального Полянского, и, может быть, даже не одного — фамилия-то распространенная.
А вообще те, кто выпустил в мир новых «мстителей», решили ковать железо пока горячо. И — редкий случай — в финале фильма рекламируют следующий — «Неуловимые-2: Джекпот». Его обещают выпустить в том же 2015-м. Как вам такие скорости? Даже сверхприбыльный американский «Форсаж» отстает, со своей новой серией раз в два года.
. Напоследок признаюсь, что больше всего меня зацепил один из первых коротких отрезков фильма «Неуловимые» — стремительная, мощная по накалу и драматизму нарезка с кадрами из подлинных ДТП. Вот это, действительно, страшно — война на дороге. Где нет ни йоты вымысла, где властвуют хаос и та же вседозволенность.
***
фото: Кадр из фильма: двое из четверки (герои Ильи Малянина и Александры Бортич) затеяли погоню.