X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Сорок страниц пьесы — при полном зале

В Тюмени затеяли то, что давно практикуют в Москве и Санкт-Петербурге. Или даже в соседнем Екатеринбурге, где регулярно проходят публичные читки пьес современных авторов — эскизы, черновые варианты постановок.

У нас таким драматургическим центром вполне может стать молодежный театр «Ангажемент» имени Виктора Загоруйко, который всегда готов экспериментировать.

Вечером в пятницу на малой сцене при полном зале зрителей актеры прочли пьесу молодого драматурга Валерия Шергина «Край» по мотивам одноименного романа Виктора Строгальщикова. В начале мая Шергин впервые опробовал свою новую пьесу на публике Екатеринбурга: ее прочли в Центре современной драматургии, куда специально приезжал художественный руководитель «Ангажемента» Леонид Окунев и читал там главную роль — Лузгина.

… Журналист Владимир Лузгин — главный персонаж многих романов Строгальщикова: он действует в трилогии «Слой», романах «Стыд» и, наконец, в «Крае». В последнем он оказывается в Западносибирской зоне коллективной ответственности. Ее контролируют войска ООН. Чеченские моджахеды воюют против ооновцев. Сибирские мятежники — против чеченцев, ооновцев и федералов. В благополучной Москве никто даже не подозревает об истинном положении вещей. В этой гражданской смуте пытается разобраться Лузгин, волею профессии и судьбы оказавшийся в зоне боевых действий. Он поневоле начинает сочувствовать тем, кого еще недавно считал врагом.

Этот роман критики сравнили с антиутопиями Джорджа Оруэлла и Олдоса Хаксли — с поправкой на российские реалии 90-х годов.

Лично для меня это первое посещение публичной читки. И оно интересно сразу, как минимум, двумя преобразованиями.

Первое: переработка литературного текста в драматургию. Валерий Шергин придумал ход, который, по его мнению, поможет современным молодым людям (все-таки «Ангажемент» — молодежный театр) погрузиться в атмосферу тех лет, когда их самих еще не было на свете. Он придумал свою машину времени: будто бы потерявший память Лузгин оказывается запертым в комнате, где некий голос беседует с ним, помогая вернуть воспоминания. Таким образом, все, что происходит на сцене, — это экскурс в прошлое.

Зрителям, не читавшим романа «Край», наверное, сложно понять, где тут Строгальщиков, а где Шергин. Тем не менее, драматург постарался как можно бережнее преобразовать роман в пьесу: герои говорят теми же словами, носят тот же камуфляж, одним словом, остаются такими, как их задумал писатель. Даже если бы не объявили автора первоисточника, его можно было бы узнать по лексическому набору и общей атмосфере, тем более что пьеса получилась, как и роман, злободневной.

Катя Христозова

Второе преобразование пока нельзя увидеть ясно, но можно попытаться угадать. Читка — это черновик будущего спектакля. Она не обременена костюмами, декорациями, жестами, игрой мизансцен. Есть лишь сценический свет и зачатки актерской игры (профессионалы, полагаю, совсем без этого не умеют). И этот черновик в каком-то смысле даже интереснее готовой постановки: он не отрепетирован, он — сырой, актеры читают с листа и иногда спотыкаются (это никого не смущает, это — читка).

В тюменском варианте Леонид Окунев не стал брать на себя главную роль, за Лузгина читал Алексей Шлямин. А каждый из занятых в читке актеров (Максим Рогоза, Игорь Кудрявцев, Денис Юдин, Ринат Гарифуллин и другие) получили сразу по нескольку ролей. Но именно эта рабочая камерность мероприятия и позволяет не отвлекаться от самого текста пьесы , добраться до сути.

Что из этого останется в спектакле? А что не станут проговаривать, но проиграют динамикой? Какие подсказки дадут нам декорациями и музыкальным оформлением? Об этом пока можем только гадать, и это страшно интересно.

Одно понятно: «Край» — роман серьезный, и пьеса вышла не проще. А потому зрителю в зале придется немало потрудиться и умом, и душой.

Судя по всему, основные ноты будущей постановки услышали все, кто пришел на читку. На обсуждении слушатели несколько раз сказали о том, что такую пьесу будет непросто поставить: много в ней отсылок на сегодняшнюю ситуацию в стране (что именно каждый имел в виду — не уточняли). Тем не менее, Леонид Окунев заверил, что спектакль «Край» появится на сцене в начале следующего сезона.

***
фото: Леонид Окунев;Алексей Шлямин читает главную роль.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта