Уходя — уходи
Алексей Симонов. «Парень с Сивцева Вражка». Издательство «Новая газета». 2009 год.
Двадцатый век, как я думаю, неинтересен только тем, кому меньше пятнадцати. Не созрели еще до вопросов: «Отчего? Почему? По какой причине?»
Остальные сограждане — признаются они в этом или не признаются — все равно вышли оттуда. Из века, который еще в первой его трети поэт-провидец назвал — век-волкодав…
Все в нас — и образ, и мысли, и нередко одежда — все еще оттуда, из двадцатого. Кстати, одежду тоже не всю еще износили. Выбрасываем, раздаем, с извинениями, а меньше не становится. Целый век копили. А с головой, с сердцем-душой — еще сложнее.
И вот отсюда, от желания понять себя-сегодняшнего, просыпается тяга к мемуарной литературе, к воспоминаниям о событиях, о личностях, ставших символами закончившегося полтора десятка лет назад века. Литературы, которую с разной степенью достоверности можно отнести к мемуарной, меньше не становится.
Алексей Кириллович Симонов, сын поэта, писателя, редактора (в разное время) «Литературной газеты» и журнала «Новый мир» -Константина Симонова. Кстати, разгадку этого разночтения читатель тоже найдет на страницах книги, название которой связано с одним из знаменитых арбатских переулков.
Сам достаточно известный человек — кинорежиссер (снял 21 фильм), президент Фонда защиты гласности — Алексей Симонов волею судьбы оказался в центре многих интересных событий и в окружении ярких людей. И это не только поэт Симонов и его соратники-соперники. Не только интересные до сих пор отношения Константина Михайловича и его второй жены, звезды довоенного кино Валентины Серовой (ей и только ей адресовано самое знаменитое стихотворение «Жди меня», помеченное инициалами В.С.). Не только литературный мир Москвы — довоенной, военной, послевоенной и совсем недавней.
Все это увидено с близкого расстояния, врезалось в память, добротно и интересно изложено, причем безо всяких скидок на самые близкие родственные отношения.
Я перелистываю в который раз то ли воспоминания, то ли возвращения и прислушиваюсь к эху в моей душе.
И понимаю, что это книга о двадцатом веке, который ушел, но остался.
***
фото: