Дорогами Крыма, или Год спустя
Год назад этот регион вызывал повышенный интерес из-за политических событий. Сейчас, в преддверии сезона, Крым пытается стать главным местом притяжения российских туристов. О том, получится ли это, стоит ли уделять особое внимание Крыму и почему, мы говорим с известным в городе путешественником Павлом Ситниковым.
Руководитель клуба «Эко-тур72» Павел Ситников в майские праздники организовал тур в Крым для полутора десятка единомышленников. С 1 по 15 мая группа жила в Алуште, выезжала на экскурсии в Судак, в Никитский ботанический сад, побывала на Дне Победы в Севастополе… Даже искупались в майском море и… почти не загорели. Павел Сергеевич объясняет:
— Сибирский загар прилипает лучше, чем южный, и сохраняется дольше. Поэтому, ребята, загорайте у нас!
— Ясно. Ездили не загорать. Тогда зачем?
— В прошлом году я побывал в Крыму на разведке, чтобы узнать, насколько реально туда привезти группу и показать ей достопримечательности. Потому что Крым нашпигован природными, культурно-историческими, архитектурными памятниками. Наша цель — познакомиться с этими памятниками.
Прежде всего, с природными. Это водопады, причудливые скалы, флора — то, чего у нас нет и никогда не будет. К тому же, в мае там все цветет. Теплолюбивые сограждане, которые приезжают на море летом, видят только сорняки, а сейчас там — пионы, тюльпаны, прострелы, орхидеи… Причем все крымское — свои виды.
Что касается культурных памятников, то многие мои туристы никогда не были в Крыму или были там в глубоком детстве, поэтому мы посетили классические места. Ласточкино гнездо — хотя многих оно разочаровало: маленькое, и состояние такое, что, того и глядишь, рухнет. Судакская крепость — единственная генуэзская крепость, которую не растащили на камешки, отреставрировали, и смотрится она просто шикарно. Дворцы — Воронцовский, Ливадийский — с их роскошнейшими парками. Даже в Алуште при дворце пионеров в городском парке мы увидели дерево со стволом диаметром в несколько метров. Народ обалдел просто. По паркам мы не гуляли, а проходили через них, стремясь куда-то еще.
— Куда?
— Маршруты были хитро спланированы: в зависимости от погоды и от цен. На местных гидов я, скажу честно, рассчитывал, но цены подскочили в два-три раза. Съездили только на одну экскурсию с крымским туроператором — в Мамонтовую пещеру — и, надо сказать, не пожалели. А в остальном пользовались общественным транспортом. Народ у меня простой, неизбалованный, поэтому на маршрутках, автобусах, троллейбусах мы исколесили территорию в радиусе 50 километров от Алушты, а по крымским меркам с его петляющими дорогами это много. Отдых получился активным, и я всем рекомендую отдыхать так. Берем хорошую карту, путеводитель и вперед! Лежать, как тюлени, некогда.
— Я был в прошлом году в Крыму, и меня поразило, как много там достопримечательностей. Куда ни плюнь — какой-нибудь памятник: даже дерево, камень или какой-нибудь столб, оставшийся от Екатерины…
— Безусловно, это никуда не делось. Я вам больше скажу: на вершине горы Чатыр-Даг мы встретили двух местных туристов, из Евпатории, которые каждый год путешествуют по полуострову. И они произнесли фразу, с которой я полностью согласен: Крым можно изучать всю жизнь, и все равно весь его не облазишь. Скажем, у меня была намечена одна программа, более широкая. Из-за цен ее пришлось несколько сузить, зато мы насытили тур другими объектами, не менее интересными и расположенными вблизи.
— Цены подтянулись до общероссийских?
— Как и у нас: доллар скакнул в конце прошлого года, цены взлетели, а обратно их никто не опускает. Да и сами крымчане стали немножко меркантильнее. Даже те бабки, которые сидят на приступочке и сдают жилье, пересчитывают свои цены через доллар. Я говорю, вы какое отношение к доллару вообще имеете? Вам пенсию увеличили, бюджетникам — зарплату, а вы в благодарность россиянам вдвое-втрое повысили стоимость услуг. Переругался с ними — бесполезно. Поэтому в том, что касается госучреждений, — все замечательно. А вот услуги, скажем так, развлекательного и частного секторов взлетели.
— Эйфория в связи с присоединением спала?
— Эйфория ушла, петь гимны стали меньше, но, я уверен, в плане патриотизма Крым даст фору материку.
— 9 Мая в Севастополе — особенное?
— Патриотизм там просто зашкаливает. Город военный — соответственно, военных там уважают безмерно. Ветеранам падали чуть ли не в ноги, обнимали, целовали, цветами просто завалили. На параде я сам еле сдерживал слезы…
Мы поехали туда на частной маршрутке, чтобы успеть вернуться в Алушту. Зато на обратной дороге побывали в Балаклаве, посетили Георгиевский храм, Херсонес. В Херсонесе нашли среди прочих языческий храм, построенный в первые века новой эры, то есть задолго до христианства на Руси. Для меня как язычника это было очень важно: с оговорками можно сказать, что это единственный языческий храм, сохранившийся на территории Российской Федерации…
— На ваш взгляд, стоит ли сегодня говорить о Крыме, выделять его на карте страны?
— Стоит. Во-первых, достопримечательности — выдающиеся. Во-вторых, можно ехать смело, если вы — люди не избалованные. Мы сэкономили где-то на транспорте, где-то на жилье. Жить можно, если человек не привык каждый вечер ужинать в ресторанах, спускать деньги в других увеселительных заведениях… В этом плане самый экономичный — Черноморский район. Его обычно минуют наши любители развлечений, но там самое чистое море — раз, низкие цены — два, развлекухи никакой — три. Зато есть заповедные урочища Атлеш — большое и малое. Джангульское оползневое побережье — великолепное, если вы любите ходить ножками. Кроме того, нынче в Черноморском районе весь сезон будет работать проект по скандинавской ходьбе «Большой круг Тарханкута», разработанный совместно с Тюменской областью.
Остались по всему Крыму бесплатное море, бесплатные пляжи. Ради этого уже стоит ехать в Крым. Но, еще раз говорю, просто лежать на пляже — это издевательство. Загореть можно и в Тюмени.
— Планируете еще поездки?
— В этом году нет. Стараюсь делать туры разнообразными. Будет большая поездка на Байкал, со сложным маршрутом, еще более тяжелая в организационном плане. И… пусть крымчане придут немного в себя — пусть совесть возобладает. Семьей — пожалуйста. А вот организованной группой ехать оказалось накладно — стоимость тура просчитать тяжело. Скоро в Тюмень приедут представители Кубы, будут рекламировать свой остров — посмотрю. Может быть, тур в Кубу окажется дешевле, чем в Крым. Скачок цен на нашем любимом полуострове обусловлен не столько инфляцией, сколько аппетитами принимающей стороны.
— Как вам видятся перспективы региона в составе страны? Говорят об инвестициях, о повышении уровня сервиса и качества услуг…
— Если построят мост, это, по крайней мере, снизит цены на продукты. Жить станет легче. Но, если туда устремятся потоки россиян, то будет, как говорят местные, пробка по всему полуострову. Прежде чем открывать мост, надо расширять дороги. А расширять сложно: как правило, с одной стороны обрыв, с другой — гора. Эти проблемы будут всегда. Поэтому в разы увеличить приток туристов нереально. Крым, я думаю, останется неким гостевым домом для россиян, любящих природу и старину, хотя в общем потоке их, на самом деле, мало. Большинство любит сервис, и это большинство продолжит ездить в Сочи, в Европу, в Турцию…
— Имеет ли значение в таком случае — российский Крым или он украинский, греческий, турецкий?
— Прошлогодние события не случайны. Долгое время он был русским.
— От Екатерины Второй мы считаем…
— Ну, можно оттуда считать. Можно еще глубже копнуть — славянские корни там крепкие. Взять хоть языческий храм, о котором я говорил, он не греческий был, а славянский… Крымчане, безусловно, рады воссоединению.
***
фото: Наша туристическая группа на экскурсии в Судакской крепости;Главный гид Павел Ситников;Красоты сегодняшнего Крыма.