Война в спектакле народного театра
Тюменский народный театр, в котором я занимаюсь, к 70-летию Победы восстановил свой спектакль по пьесе белорусского драматурга Андрея Макаренка «Трибунал».
… Зимой 1942 года немцы, утвердив оккупационный режим в городах и райцентрах Белоруссии, наводят «новый порядок» и в ее селениях.
Большая семья (14 человек) деревенского пастуха Терешко по кличке Колобок (актер и руководитель народного театра Владимир Шмаков) попадает в центр событий: ее глава добровольно соглашается сотрудничать с оккупантами и становится старостой! Мало того, он гордится собой: «Хоть немного, но покрасуюсь в начальниках!» В семье образуется оппозиция во главе с Полиной, женой Колобка (Тамара Акимова). Жена пытается вразумить супруга словами — «пойди, откажись», затем физически — веревкой по мягкому месту. Не помогает ничего. И вот Колобок принимает у себя дома «высоких гостей» — начальника местной полиции Сыродоева (Игорь Петров) да немца — коменданта из района. Да как принимает! Поит, кормит, просит у оккупанта защиты — если его захотят свалить из зависти. Староста клянется в лояльности к новой власти и пьет «за победу немецкого оружия», провозглашает «Хайль»! Возмущению домочадцев нет предела. Они судят предателя, устраивают ему «Трибунал».
Я играю в этом спектакле роль немца-коменданта. При работе над ролью артисту прежде всего необходимо показать живого человека, придумать ему биографию: кто он, каково его образование, как он попал в армию… и т.д. Как мне сыграть роль немецкого оккупанта? Он представитель европейской цивилизованной нации или кто? Мое отношение к этой роли сложилось после просмотра нового ТВ-сериала «Молодая гвардия». Немец появился в Белоруссии, чтобы расширить «жизненное пространство» для Германии. Для этого они собираются уничтожить большую часть «туземного» населения, оставив жить только рабов. Теперь я изображаю немца как маску врага-оккупанта. Я пытаюсь показать его сатирически: этакой свиньей в мундире. Вот понравилась ему женщина — лезет ей под юбку: «я имель желание». Издевается над хозяевами: «фрау-инкубатор», «ты — дикий человек, ты — джунгли человек». А раз дикий, значит, можно его пугать, можно даже убивать.
Между тем, трагедия семьи Терешко вытекает из необходимости соблюдения секретности: он помогает партизанам. Ход этой истории пошел бы по-другому, если бы глава семьи решил объяснить мотивы своих поступков домочадцам. Но не объяснил, побоялся, что проговорятся, ведь в семье — малолетние дети. И провалится подготовленная операция.
И вот Колобок молчит, а его жена Полина приказывает дочкам казнить отца-старосту: связать его, — посадить в мешок и в прорубь. Никто не возражает, никто не заступается за него. Перед лицом неминуемой смерти пришлось Колобку просить супругу сходить в лес к партизанам, чтобы те его реабилитировали.
Теперь сидит Колобок связанный и понимает, что жить ему осталось считанные часы. Пытаясь найти в семье «слабое звено», он уговаривает каждого домочадца по отдельности. Галя — старшая дочь (Людмила Шильникова). Ее первую отец просит развязать его — она отказывается. Затем Терешко зовет сына-подростка Володю (Кристина Бодолага), чтобы тот развязал его. Но тот считает, что немецкий староста теперь ему не отец. Даже самая жалостливая Зинка-«слезинка» (Татьяна Шумейко) отказывается ему помогать. Хорошо, что вернувшаяся от партизан Полина спасает Колобка. Вот только сын Володя пойдет в казармы к полицаям и взорвет гранаты…
Эту историю расскажет нам Галина, которой доведется дожить до наших дней. Историю обычной белорусской семьи, по которой огненным колесом прокатилась война…
… Пьесу в семидесятые годы поставил руководитель народного театра Виктор Шмаков. Его сын Владимир тогда переиграл почти все мужские роли. Теперь он — режиссер-постановщик, и при необходимости может заменить выбывших актеров. Так в предпраздничном спектакле ему пришлось заменить заболевшего актера Геннадия Велижанина, много лет игравшего роль Терешко.
Работа над этим спектаклем идет полным ходом, вводятся новые актеры, а прежние меняют рисунок своих ролей. Следующий его показ запланирован на 31 мая в Центре татарской культуры.
***
фото: Глава семьи (в центре) на семейном суде;Народный театр играет одну из самых известных пьес о войне.