Тюмень почти как заграница
В первый раз Брянский театр драмы едет на гастроли так далеко на восток — в Тюмень. Раньше конечной станцией в этом направлении был Екатеринбург. Как говорят сами актеры, Тюмень для них — это почти заграница.
Директор театра Юрий Пояркин приехал в наш город раньше своей труппы. Успел посмотреть некоторые спектакли, что идут на обеих сценах театра драмы, оценить, как развернулась рекламная кампания гастролей.
— Я очень благодарен сотрудникам вашего драматического театра за организацию, — говорит Юрий Иванович. — В городе много рекламы, очень красочные программки, словом, все сделано на высшем уровне.
И это, в общем, правильно — актеры из Брянска сыграют шесть лучших своих постановок: комедии и драмы, классику и современность. Будет даже мюзикл — за этот жанр берутся не все труппы. Гастроли пройдут с 1 по 11 июня.
ФОРПОСТ БРЯНСКА
Юрий Пояркин, директор Брянского театра драмы имени Алексея Толстого, приехал в Тюмень раньше своей труппы, которая прибудет в город 31 мая.
Как разведчик, он уже успел оценить обстановку и пришел к выводу, что гастроли обещают быть успешными: в арсенале гостей — много добротных, как говорит директор, беспроигрышных постановок.
О Брянске и Тюмени, о двух театрах, о репертуаре, режиссерах и актерах мы говорим с Юрием Ивановичем за несколько дней до того, как актеры его театра займут нашу сцену.
— Одиннадцать дней и шесть спектаклей — это большие гастроли?
— Теперь считаются большими, хотя раньше, годах в 80-х, их назвали бы средними. Тогда мы гастролировали месяцами. Но и за 11 дней вполне можно представить театр, свое творчество и Брянщину в целом. Себя показать, на людей посмотреть.
Вообще мы — театр Центрального Федерального округа и гастролируем, как правило, по нему. Поэтому Тюмень для нас — своего рода заграница и большое событие в жизни театра. Мы здесь представляем не только себя, но и всю Брянщину. Мы даже говорим, что наш театр отправляется на гастроли как форпост Брянска.
— Ваш город можно назвать театральным?
— Это очень красивый, зеленый, древний город со множеством храмов и монастырей. Ему 1030 лет. История у него длинная: и татаро-монгольское иго, и война 1812 года. Пересвет, который победил Челубея в Куликовской битве — родом из Трубчевска, это в Брянской области. Певец-сказитель Боян — тоже наш. Усадьбы Федора Тютчева и Алексея Толстого, имя которого носит наш театр, — в нескольких километрах от города. У нас много художников и поэтов. У нас много поют.
Да, город можно назвать театральным: существуют семейные традиции посещения театра — бабушка ходила, дети ходят, внуки… Каждая премьера, каждые гастроли вызывают большой интерес. Можно сказать, что театральная жизнь у нас идет. И у театра история тоже длинная, ему 90 лет.
— Наш драматический театр работал в Великую Отечественную войну…
— А для нашего это были самые тяжелые годы. Получилось так, что труппа (это были 70 человек) в начале июня 1941 года уехала на гастроли в Гродно, а потом началась война. Пока она длилась, многие погибли, а часть подалась в партизаны. Партизанщина в густых Брянских лесах, где легко спрятаться, в те годы — дело обычное.
А здание театра облюбовали фашисты: проводили всякие свои мероприятия. Облюбовали настолько, что, уходя из Брянска в 1943 году, заминировали здание. Через два дня после освобождения Брянска прогремел взрыв. Восстановили театр в 1949 году: с тех пор он представляет собой очень уютное классическое театральное здание. Не такое, как у вас — оно уж очень большое.
— Кстати, о размере: при выборе места для гастролей вы учитываете параметры принимающей сцены?
— Практически нет. Театр — он и есть театр. Например, мы ездили на гастроли в Екатеринбург, так там в областном академическом театре сцена тоже огромная, как у вас. Но мы отрубаем лишнее при помощи одежды сцены: кулис, задника — до тех параметров, что нам нужны. Поэтому нас может не устроить сцена маленькая, но с большой проблем нет. К тому же, поехать в Тюмень нам все равно было надо, этот край для нас еще неизведан.
— Какой вам представляется Тюмень из Брянска?
— Север, Сибирь… Экономически стабильный край. Я смотрел по телевизору фильм о том, как живут в Тюмени: видно, что здесь стараются сделать жизнь красивой и уютной. Со стороны кажется так.
— Чем вы планируете заинтересовать нашу публику?
— Если несколько лет назад мы много возили на гастроли спектакль «Игроки», то теперь выбор у нас значительно больше. Его мы привезли тоже, но есть у нас отличная постановка «Зойкина квартира». Есть популярные в Брянске спектакли «Поминальная молитва», «Девичник», «Палата бизнес-класса». И, конечно, наш «Маугли», который мы поставили в качестве эксперимента. У нас до этого не было мюзиклов, и вот теперь актеры поют вживую. Им очень нравится.
— Как вы формируете репертуар? Надо ли идти на поводу у зрителя, который приходит в театр в основном отдыхать и хочет от него легкости?
— Каждый театр делает по своему: многое решают менеджеры, маркетологи. Но мы придерживаемся такой точки зрения: в афише должно быть все. И классика, и комедии, и современная драматургия, и так далее. Всего должно быть в меру, а у зрителя должен быть выбор. Например, в этом году 70-летия Победы мы поставили спектакли «Василий Теркин» и «Вдовий пароход» и одновременно с этим — детектив «Смертельное убийство». А скоро будем ставить «Капитанскую дочку».
А вообще, в Брянске такой удивительный зритель — идет на поводу у всего, что ему предлагаешь. Залы всегда полные: и классику, и известные современные пьесы у нас любят.
— Раньше репертуарную политику определял главный режиссер, его вкус был критерием отбора постановок. Ни в нашем, ни в вашем театрах главного режиссера сейчас нет. Можно без него?
— В Брянском театре уже лет 20 его нет. Я работаю четыре года и пытался пригласить на эту должность режиссера Бориса Горбачевского из Златоуста. Но он проработал у нас год и с актерами нашими не сошелся, уехал обратно в Златоуст. С тех пор мы внимательно смотрим на тех режиссеров, которые приезжают к нам ставить спектакли: если они нам нравятся, мы предлагаем им работу на постоянной основе. Звали, например, Олега Пермякова из Барнаула, который поставил у нас «Поминальную молитву», но он любит свой город, не хочет оставлять. К тому же многим режиссерам проще приехать и один раз поработать, чем брать руководство творческой работой целого театра.
Впрочем, я убежден, что творческий лидер театру необходим, и мы не теряем надежды его отыскать.
— Какие у вас планы на время пребывания в Тюмени?
— Планов много! Собираемся на экскурсию по городу. Планируем с коллективом тюменского театра провести товарищеский матч по футболу. И, конечно, — играть спектакли!
***
фото: Юрий Пояркин;Сцена из спектакля «Поминальная молитва».