На воде как на земле
Монтажники «Мостостроя-11» временно переселились на Туру. За день не один десяток раз ходят на катере с одного берега на другой. Работают в окружении воды, наблюдают за ней и — подчиняют ее себе.
— На семь метров вода поднялась с тех пор, как лед сошел, — говорят мостовики, загружаясь в катер, чтобы перебраться на левый берег. — Хотя в этом месте она и зимой не замерзала, все время катер работал…
За зиму строители поставили все восемь капитальных опор моста на Лесобазе, уже по весне бетонировали NN 4 и 5 — самые сложные, прирусловые. А теперь на реке выросли металлические конструкции — временные опоры, на которых будет покоиться надвигаемое над рекой пролетное строение.
С катера опоры видны во всей красе. Хитро переплетенные массивные трубы, вода кругом и почти полное отсутствие людей: их не видно за нагромождением металла. Картина для нас новая и необычная, кажется, что гигантские конструкции сами вдруг поднялись из воды, будто оголился остов затонувшего корабля, или это останки когда-то сгинувшей цивилизации.
Монтажники говорят, что это никакие не останки, а наоборот — начало очередного большого этапа стройки. И появились они не сами по себе.
Забивали 15-метровый трубошпунт прямо с поверхности, воду не откачивали. Сверху надстраивали тело конструкции. Так между капитальными прирусловыми опорами появилось две временных.
… Пока катер, дергаясь, медленно движется к одной из них, нас обгоняет монтажник на весельной лодке. Остальные шутят, мол, ему не привыкать. Измаил Раенбеков полтора десятка лет проработал на реке, был судоводителем, выходил в Обскую губу, а до этого еще три года служил на Тихом океане. В начале 90-х попал под сокращение, переучился и стал сварщиком. И вода не отпускала — строил мост в Ханты-Мансийске в районе речпорта, другие мосты по Северу, теперь вот — в Тюмени.
За работой монтажников с воды следит другой судоводитель — Александр Овсянкин. Это он управляет катером. Рассказывает, что живет на Мысу и лично заинтересован в том, чтобы мост построили поскорее.
— После праздников, я смотрю, мощно развернулись, — говорит Александр. — Вышел с выходных — большие изменения.
После праздников монтажники «Мостоотряда-87» надвинули первые 25 метров своей части пролетного строения. А «Мостоотряд36» приготовился принимать металл на временные опоры.
Большое количество этих «времянок» (по шесть между некоторыми опорами) необходимо, чтобы обеспечить высокую скорость сборки, объясняет начальник участка «Мостоотряда-36» Максим Выходцев: на них самих будет вестись монтаж пролета параллельно со сборкой на стапеле. Потом — стыковка с надвигаемой частью. И — дальнейшая надвижка на противоположный берег.
На сегодня все временные опоры готовы, говорит Максим Васильевич, в монтаже у 36-го отряда одновременно 200 метров мостовых конструкций. Чтобы не тратить время, блоки ставят на проектные отметки прямо с колес. График поставок увязан с графиком монтажа. Везут металл из Кургана и с «Тюменьстальмоста».
С июня монтаж начнется и на правом берегу — там собирать пролет будут в навес. А к концу лета мост должен соединиться над рекой: и нижний, и верхний пояса будут собраны и сварены полностью.
… Мы тоже заметили изменения, произошедшие на стройке. Самое главное — река разлилась, и те опоры, что раньше поднимались из земли, теперь стоят в воде. И все же, это уже не та Тура, что была еще год назад. Человек пришел, и она подчинилась ему. На левом берегу забит длинный ряд шпунтов, чтобы вода не размывала грунт. На правом навезли тысячи кубометров песка — строят подъездные пути. Выросли опоры… И скоро над Турой перекинется мост. На стройке говорят, что движение по нему могут открыть в ноябре. Тогда это точно будет совсем другой город, и другая река.
***
фото: Так выглядят временные опоры;Измаил Раенбеков всю жизнь на воде.