Взгляд на город с воды
Ежедневно — в теплую погоду — инспекторы по маломерным судам, срывая голос, просят граждан не свешивать ноги с парапетов набережной. Парапеты гладкие, соскользнуть с них в воду ничего не стоит.
А что граждане? Они как тот Васька: слушают да едят. Точнее, сидят.
— Девушка! Ну, мы же к вам обращаемся! Уйдите, пожалуйста, с парапета! — вещает по громкой связи с катера госинспектор ГИМС Анатолий Бобров.
Девушка озадаченно крутит головой, отходит от края набережной, а потом возвращается и опять присаживается на парапет, проверяя, раздастся ли снова грозный голос непонятно откуда?
— Интересно, а если спуститься на затопленную часть набережной, до каких пор будет вода: по пояс, по шею?.. — спрашиваю я у Боброва, который набрал побольше воздуха в грудь, чтобы докричаться-таки до той упорной девушки. Капитан от неожиданности закашлялся:
— Вот уж мне никогда не хотелось этого проверить! И вам не советую. Кто устраивает подобные эксперименты, тот обычно попадает в неприятности…
Инспекторы по маломерным судам вообще против всяческих экспериментов на воде. За это их недолюбливают нелегальные судоводители и купальщики, ныряющие в воду в неположенных местах. Сотрудники ГИМС частенько обламывают им удовольствие.
Однако, что касается водного транспорта, то здесь, по словам начальника центра ГИМС ГУ МЧС по Тюменской области Сергея Каплина, наведен относительный порядок. По крайней мере, на Туре в черте города уже практически не найти судна, которое не было бы зарегистрировано, и владелец которого не имел бы соответствующего удостоверения.
— На реку выходят, в основном, на дорогостоящих судах, — рассказывает Каплин. — Многие люди привозят катера из других городов, а то и из-за границы. И если уж потратили немалые деньги на приобретение водного транспорта, то нет смысла избегать регистрации и обучения.
Тем более что оно сейчас в Тюмени вполне доступно. Водителей маломерных судов обучают, например, в колледже водного транспорта. Курс рассчитан на 120 часов (это примерно месяц) и стоит 6100 рублей. Плюс потом — перед получением прав в ГИМС — надо будет заплатить госпошлину.
— Права с этого года выдаются международного образца, — добавляет Анатолий Бобров. — Чтобы человек, отправившийся в отпуск за границу, мог взять, например, на прокат гидроцикл и сам им управлять. Конечно, в Турции и в Египте во многих пунктах проката и без прав дают покататься, но со временем, я думаю, с этим будет строже. По крайней мере, на российских курортах уже так.
Есть и у нас прокатчики, за которыми инспекторы постоянно присматривают, чтобы не раздавали водный транспорт кому ни попадя. Однако нарушители все равно попадаются: говорят, что взяли гидроцикл у друга, покататься, а что их могут за это наказать, не знали — не на дороге же!
Хотя чем может обернуться неумелое вождение водного судна, увидела на прошлой неделе вся страна: в воронежском водохранилище прогулочный катер с пассажирами врезался в опору железнодорожного моста. Погибли несколько человек. Как сообщают федеральные СМИ, катер был снят с учета еще в 2006 году.
Так что убеждение некоторых в том, что движение по воде, — это неопасно, не соответствует действительности. С учетом того, что движение на Туре и других водных объектах Тюменской области с каждым годом становится все интенсивнее. Сейчас в нашем регионе зарегистрировано порядка 12 тысяч маломерных судов. Причем экзамен на право управления гидроциклами и катерами сдают не только мужчины, но и женщины.
— Знаете, сколько у нас рыбачек! — говорит на это Сергей Каплин. — И хотя от общего количества судоводителей только два процента женщин, но по сравнению с прошлыми годами, когда их вообще не было, это много.
И инспекторы не против такого пополнения. Говорят, что представительницы прекрасной половины человечества на воде отличаются аккуратностью и осторожностью. Как говорится, не зная броду, в воду не полезут.
Жаль, что это не касается сухопутных женщин. Пока мы ходили на патрульном катере вдоль набережной, то одна, то другая гражданка свешивалась с парапета. Мужчины в этом занятии от них не отставали. И тут все пока остается без изменений. Если за нарушение правил судовождения инспекторы могут и штраф наложить, и прав лишить, то воздействовать на пеших, рискующих своей жизнью у воды, они имеют право только словом.
Поэтому, говорит Анатолий Бобров, самая золотая пора для сотрудников ГИМС — это дождливые дни, когда никому не придет в голову дополнительно мокнуть в реке или озере. В общем, о дождливом лете — вот о чем мечтают инспекторы.
А чего боятся?
— Только бы у нас в регионе не появилась летающая лодка! — говорит Сергей Каплин. — Слышал, что в других городах такие уже есть — к ним приделано крыло параплана, и они могут подниматься в воздух. Это же вообще путаница будет. Непонятно, кто должен регулировать ее движение: ГИМС или вообще… авиация?
***
фото: Инспектор ГИМС Анатолий Бобров;Отдых на воде – на надежном судне и под присмотром бывалых речников – достаточно безопасен;А так отдыхать куда более опасно.