Время Дон-Кихотов
«Время Дон-Кихотов» — так назывался концерт авторской песни, что 25 мая состоялся в гостиной частного музея «Царская пристань».
В зале со старинным «Шредером» за считанные минуты была установлена с виду не сложная современная аппаратура. С ее помощью Анатолий Шенберг — известный нижегородский бард, лауреат Грушинского фестиваля, исполнитель партии Христа в мюзикле «Иисус Христос — суперзвезда» в театре «Рок-опера» — постепенно втянул публику в специфическое действо, берущее начало от исповедальной искренности песен под гитару и восходящее к ораториям британской группы «King Crimson».
Анатолий Шенберг прибыл к нам из Челябинска, где выступил в фестивале «Глаголь добро» и дал сольный концерт в Новом Художественном театре. А до этого был в Озерске, городе, что раскинулся на берегах множества озер.
Вероятно, и там он сумел создать ту же атмосферу концерта, что и в нашем музее: для нас музыка и тексты Шенберга оказались волшебной водой, льющейся из колонок, как с неба. А для музыканта зал музея стал «пробой пера»: в такой камерной обстановке он еще не выступал.
Итак, музыкальный вечер в нашем городе, где совсем недавно отшумели бурные весенние ливни, начался с шумовой репризы в стиле норвежской группы «A-HA». «Может, стоит все-таки влюбиться в дождь… Дождь — нелетная печаль аэрофлотов… Несмотря на эру холодов, мы никогда не жгли любовь…» Слова песен завораживали. Они были кодом для посвященных. Человек с гитарой постепенно, шаг за шагом открывал перед нами свой мир, впускал в свое пространство, и оно было огромно, как космос. И называлось это путешествие «авторской песней».
Кстати, оказывается, «авторская песня» — это и Стинг, и Пол Маккартни, и Крис де Бург… А что такое песня бардовская? Трубадуры, ваганты — да? Те, что пишут не тексты, а стихи.
В 2006 году на фестивале бардовской песни «Орловское полесье» Анатолий Шенберг торжественно пополнил семью исполнителей авторской песни, закрытую от него до того «тремя рядами колючей проволоки», как он сам выразился. Титулованного артиста Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» поначалу не воспринимали как барда. Но со временем поняли: он — бард настоящий.
— Кто мы такие? Барды — это не только рваные джинсы и стоптанные кеды; хотя, наверно, представить во фраках нас трудно, — рассуждает Анатолий. — «Они в городах не блещут манерами аристократов. Но в гулких просторных залах, где шум суеты затих — страдают в бродяжьих душах бетховенские сонаты и грустные песни Грига переполняют их…» Самая главная атрибутика барда — сверкающие глаза!
Добавлю от себя: это и великолепный вокал, и тонкий психологизм, и профессиональное владение гитарой, усовершенствованной автором и звучащей, как оркестр… Зрители реагируют на инструментальные инновации Шенберга по-разному: замирают, вздрагивают, радуются. Рвущиеся из души аккорды и потрясающе чистое, честное пение певец прерывает порою монологом, беседой о любви и войне, о детях.
Когда Анатолий заговорил о детях — авторах некоторых бардовских песен — стало понятно: авторская песня и мудреет, и молодеет одновременно. А потому добро восторжествует во что бы то ни стало на всех фронтах, и грядет настоящая «эра Дон-Кихотов» — нас сплотят добрые песни. Ведь мы до этого не могли достучаться друг до друга в маленьком городе Тюмени, а благодаря Анатолию это получилось само собой: после его искренних песен словно воздух потеплел в маленькой гостиной «Царской пристани», где мы пили кофе после концерта. По всей Госпаровской улице плыли эти теплые волны благодарности и любви — казалось, они поднимались до облаков…
Золотые, как снопы взорванных сверхновых звезд, цветы Анатолий уложил с благодарностью на старинный стол в гостиной… Но на самом деле — это мы были благодарны, что нашему музею «свезло-таки, свезло!»: исполнителя такого уровня, масштаба и такой степени доброты наш музей на берегу реки еще не видел.
***
фото: В музее «Царская пристань» выступает Анатолий Шенберг.