Жить долго и счастливо
Вглядываясь в черно-белые кадры хроники военных лет, мой сын спросил: о чем мечтали его ровесники в 1941-м? Каково это — стать солдатом в 17 лет?
Общаясь с ветеранами, ответ на первый вопрос я уже знала — такие же мечты, что и у сегодняшних: найти свое место в жизни, создать семью, жить долго и счастливо. А каково это — быть солдатом — могут рассказать сами ветераны. Например, наш земляк Петр Лупанович Сезев.
Для 14-летнего подростка осознанье большой беды пришло, когда из вчера еще тихого Семенова стали забирать мужчин призывного возраста. А в ноябре 1944 года пришла повестка из Новозаимского военкомата и семнадцатилетнему Петру вместе с одноклассниками.
Сначала их отправили в город Калачинск Омской области, в учебный пункт, где готовили снайперов. Не раз Петр вспоминал деда: это с его ружьем, нарушая запреты, он тайком ходил на охоту. А потом — уже на фронт, в город Белосток.
Это был 2-й Белорусский фронт под командованием Рокоссовского. К добру ли, к разочарованию, но принять участие в серьезных боях так и не довелось. Вместо снайперской винтовки ему дали ПТР — противотанковое ружье весом, как он говорит, в 16 килограммов, и 32 патрона к нему. И второго номера, молдаванина.
Из боевых эпизодов 89-летний ветеран рассказывает следующий. Их группа заняла позицию на насыпном берегу замерзшей реки и ждала дальнейших приказов. Здесь их застали врасплох подобравшиеся через лощину на машинах немцы. Не дожидаясь приказа, расчет бронебойщиков открыл огонь.
Напарник в этом бою погиб. Петр, получив легкое ранение, продолжал отстреливаться. Позднее он узнал, что немец начал оказывать активное сопротивление, и у наших войск вышла загвоздка. Однако советские войска все-таки замкнули кольцо, вся Восточная Пруссия оказалась в котле. Только окончательно сломили сопротивление врага уже другие.
Петр 10 дней пробыл в медсанбате, но с частью пришлось проститься: приехали из штаба фронта — набирать желающих учиться на минометчиков. Петр согласился, но освоить премудрость не успел. Через месяц закончилась война. Курсантов отправили на родину.
Служить пришлось опять со снайперской винтовкой — в двухгодичном снайперском училище города Сарапул. Финиш был близок, да пришел приказ — продлить обучение до четырех лет. Сменить курс помог набор на курсы стрелков-радистов. В авиацию. Заманчиво для парнишки из сибирской глубинки!
И пошли мелькать, как пелось в какой-то песенке, города и страны. Курсы — в Канске Красноярского края. После выпуска — новое место службы, в Румынии. Оттуда часть стрелков-радистов перебросили в грузинский городок Телави… Здесь Петр и прослужил до демобилизации. Семь с половиной лет в армии.
И вновь вираж судьбы: после разговора со знакомым милиционером загорелся мечтой стать экспертом. Их, по его словам, в то время на всю область было трое. Через два года, окончив школу МВД, лейтенант милиции Петр Сезев приступил к службе в областном управлении внутренних дел.
Он давно сбился со счета, сколько было раскрыто дел благодаря его профессионализму. В 1982 году майор милиции Сезев, отслужив 39 лет, ушел на заслуженный отдых. На парадном кителе Петра Лупановича — 21 медаль. Самые дорогие сердцу — военные: «За отвагу» и «За победу над Германией».
… Услышав рассказ фронтовика, мой сын решил обязательно принять участие в параде Победы. Я уверена, что после общения с ветеранами ему не нужно будет объяснять простые истины, потому что ничто не умалит величие, силу и дух народов, противостоявших фашизму. Героизм, мужество, стойкость и самоотверженность участников самой страшной войны прошлого столетия от поколения к поколению передаются и будут передаваться потомкам. А ветераны, как и 70 лет назад, по-прежнему желают всем мирного неба над головой, желают жить долго и счастливо.
***
фото: