Ночные дороги ведут в музеи
— Как, а фаер-шоу в этом году разве не будет?
— А я думал, все выставки бесплатные!
— Надо было ехать в Ялуторовск: у них в этот раз намного лучше, чем у нас.
… Пока стоишь в толпе на площади перед зданием музея изобразительных искусств в ожидании официального открытия «Музейной ночи-2015», каких только мнений не услышишь. Все больше критических. То шашлыка гостям недостает, то летних кафе, то денег на билеты. Из разговоров делаю два вывода. Во-первых, к хорошему мы привыкли быстро: нам теперь подавай свободный вход на все выставки, в том числе и коммерческие (они составляют примерно треть). Даже существенная скидка не радует, хотя, например, в обычные дни билет на выставку моменталиста Павла Рыженко для взрослого человека стоит 150 рублей, а в «Музейную ночь» — только 90.
Во-вторых, зрелища есть, а хлеба нам недостает. Вот если бы по музейным залам еще ходили мороженщицы и продавцы сладкой ваты! А, впрочем, к зрелищам, судя по всему, тоже есть претензии: фаер-шоу и салют могли бы стать главными событиями — они всем понятны в отличие от высокого искусства.
Тем не менее, пока музейщики ведут подсчеты проданным и просто отданным (на бесплатные выставки) билетам, можно уже с уверенностью сказать: «Музейную ночь-2015» посетило не менее 10 тысяч человек. А скорее всего, больше. Все-таки тут сошлись три темы, которые интересуют горожан не меньше массовых представлений и угощений: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, Год литературы в России и 200-летие Петра Ершова.
Многолюдность «Музейной ночи» при всех недостатках, что мы ей приписываем, все же никакой не феномен. Представьте (если, конечно, вы ни разу не бывали на этом празднике) общегородские гуляния: толпа сначала собирается на Цветном бульваре, смотрит представление театра «Мимикрия» — так традиционно из года в год открывается праздник. Затем акция для ленивых. В этом году можно было не ходить по музеям вообще, а посмотреть на их уменьшенные копии, представленные на Цветном бульваре — палатка, в ней несколько экспонатов, символизирующих основное направление деятельности того или иного музея.
К счастью, ленивых почти не находится, и толпа понемногу перемещается к музею ИЗО — это тоже уже традиция. Большинство гостей знает, что в ИЗО обязательно покажут нечто такое, что увидишь разве что в столицах. На сей раз — трио классиков XX века: Пикассо, Миро и Кандинский. Выставка их работ стала одной из самых востребованных наряду с уже упомянутой экспозицией Павла Рыженко.
Впрочем, и экспонаты из наших родных фондов музейщики преподнесли так, что скучно не было. Чего стоит обновленная выставка «Тайны старого города», которую обогатили слайд-шоу старых снимков, где запечатлены улицы, прохожие и события XIX-XX веков. Гости узнали об известных писателях, сказочниках, поэтах, чьи судьбы связаны с Тюменью. Это новинка, но основой для всей этой литературной старины стала все та же коллекция резных наличников, которые мы не видели уже несколько лет (экспозиция была закрыта), наличников тюменских домов прошлых веков.
Поработать руками в музее ИЗО можно было на мастер-классе по линогравюре и на первом этаже -в Галерее традиционных ремесел и промыслов.
Маленькие филиалы музейного комплекса — усадьбы Колокольниковых и Машаровых — привлекли почитателей тихого и размеренного отдыха, романса, джаза, чая и домашнего театра (студенческий театр «Актис» института культуры, например, показал фрагмент своей скоморошины «Конек-Горбунок). Здесь людей меньше, но зато находиться они предпочитают в одном музее часами — так больше шансов на погружение в XIX век.
Самой многолюдной площадкой праздника оказался музей «Городская Дума», что тоже вполне традиционно. Правда, на сей раз все внимание было направлено на главную выставку, посвященную войне, — «Тюмень — Война — Великая Победа». С помощью интерактивных инсталляций залы музея превращены во фронтовые траншеи, военный госпиталь, штаб дивизии. Среди четырех сотен экспонатов можно увидеть обстановку квартиры предвоенного времени, письма с фронта, военную форму, оружие и многое другое. А еще здесь угощали солдатской кашей. Под настроение гречку с удовольствием лопали даже малыши, вроде Тимофея Пинигина, которых дома ее кушать не заставишь.
… Надеюсь, люди, в начале вечера тосковавшие по фаер-шоу, до музея «Городская Дума» все же дошли. Огня там не было, но зато пушки, которые использовались в боях, имелись. Да и интересного интерактива — хоть отбавляй.
ТРЯПИЧНАЯ ЛОШАДКА С ЧАСТИЦЕЙ ДУШИ
«Ткачество всегда считалось женской работой. А вот сделать станок, на котором женщина будет ткать, — это мужская работа», — рассказывают посетителям «Музейной ночи» в Галерее традиционных ремесел и промыслов.
Впрочем, здесь хватает и мастеров, и мастериц. Всем интересно, как вырезать лошадку из дерева, посмотреть на красоту традиционных тюменских ковров, попробовать своими руками сделать народную куклу.
Марина Тимофеева 15 лет занимается традиционной игрушкой финно-угорского народа вепсов, проживающего в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях, а также изучает славянские традиции.
— Сейчас кукла — это просто игрушка. Раньше она имела большой смысл, — рассказывает Марина. -Скажем, для ребенка кукла «сохраняла» запах отца, который подолгу отсутствовал на работе или в военном походе. Кукла переходила по наследству: сначала ее хранила мать, потом передавала своей дочери.
Сквозная тема музейной ночи в центре ремесел — 200-летие «Конька-Горбунка». Марина показывает маленькой девочке, как из лоскутов и ниток сделать лошадку. Читатель легко может соорудить конька у себя дома. Для этого понадобятся лишь четыре лоскутка, шерстяные нитки для гривы и хвоста, а также нитки обычные, которыми надо перехватывать ткань.
— Мне вообще не нравится пластик, — отвечает Марина на мой вопрос, в чем традиционная игрушка может конкурировать с фабричной. — А природный материал сам по себе несет положительную энергию. Мои знакомые делают сумки — на 100 процентов ручное производство: сами сажают лен, собирают его, ткут изделие — полный цикл. Я вообще в последнее время склоняюсь к славянским традициям народной жизни. В жизни современного человека столько стрессов…
— У древних людей тоже были свои заботы и проблемы, — возражаю я.
— Да, конечно. Но, мне кажется, тогда жили как-то… правильно, что ли.
. Мария Любимова — будущая профессиональная ткачиха. Учится в институте культуры на специальности «декоративно-прикладное искусство», а рукоделием увлекается, сколько себя помнит.
— Когда делаешь что-то своими руками, передаешь через вещь частичку себя, — считает Мария. -На продажу я тоже тку. Мне кажется, если работа сделана с душой, она и выходит лучше.
Вместе с Марией на мастер-классе в «Музейную ночь» можно было связать, например, пояс, а то и маленький половичок или подставку под чашки.
Во главе же представленных ремесел находился Его ворсейшество — традиционный тюменский ковер. Как рассказала руководитель Центра прикладного творчества и ремесел Лариса Чуфистова, на всю Россию осталась единственная фабрика ручного ковроткачества, и находится она в Ишиме.
Когда входишь в помещение центра, перед глазами оказывается репродукция картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка» — в ее правом нижнем углу как раз изображен тюменский ковер. Кроме того, в распоряжении центра есть точная копия этой картины, вытканная на ковре. К музейной ночи его вывесить не успели, но Лариса Чуфистова поделилась планами: произведение народного искусства должно явиться народу 24 мая, в День славянской письменности.
***
фото: Интерактив музея «Городская Дума»;Интерактив музея «Городская Дума»;Тимофей Пинигин и солдатская каша;Мария Любимова проводит мастер-класс.